3. Этика, антропология и социальная философия
История русской философии / Русская религиозная философия в XX столетии / И. А. Ильин: философия духовного опыта / 3. Этика, антропология и социальная философия
Страница 4

Ильин выделяет семь вечных духовных основ социального бытия человека - это вера, любовь, свобода, совесть, семья, родина, нация. Они образуют нерасторжимое единство, ведущую роль в котором играют вера и любовь; через них постигаются и осмысливаются все другие формы общественной жизни.

Важнейшей социальной ячейкой всего сложного общественного организма является семья, естественный, священный союз, основанный на любви, вере и свободе; этот союз призван научить первым совестным движениям сердца и поднять человека до более сложных форм духовного и социального единения людей.

Существенную роль в объединении людей в социально-духовные общности, в регулировании их внутренней и внешней жизни играют, по мнению Ильина, право, правосознание и государство. Правосознание, в его понимании, неотделимо от инстинктивного стремления к добру и справедливости, а правовые нормы указывают человеку искомый им лучший путь внешнего устроения социальной и индивидуальной жизни.

Ильин сформулировал три аксиомы правосознания, лежащие, как он полагал, в основе социальной жизни любого народа: " .закон духовного достоинства, закон автономии и закон взаимного признания". Эти аксиомы учат людей самостоянию, свободе, достоинству, солидарности.

Что же касается государства, то оно по своей основной идее есть духовный союз людей, обладающих зрелым правосознанием и утверждающих вытекающие из него права в солидарном сотрудничестве. Поэтому государство в идеале, утверждает Ильин, "должно было бы прийти к самоуправлению народа, приняв форму корпорации". Но в силу несовершенства человеческой природы фактически существующее государство всегда совмещает черты корпорации (солидарности) с опекой над подданными. Отсюда важно найти наилучшее для данного исторического этапа сочетание элементов солидарного самоуправления и властвующей опеки. По мнению Ильина, такое сочетание осуществляется в тех формах государственного устройства, которые в наибольшей степени соответствуют трем указанным аксиомам правосознания и в которых политическое объединение людей пронизано началами любви, уважения и доверия, духовного самоутверждения. См.: Ильин И. А., О сопротивлении злу силою // Собр. соч.: В 10 т. Т. 5. С. 86- 113. Ильин И. А. Собр. соч. В 10 т. Т. 5. С. 126. Там же. С. 204. Там же. С. 208. Ильин И. А Собр. соч.: В 10 т. Т. 4. С. 310.

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также

Ленин как философ
Когда говорят о марксистской философии в России XX в., то в первую очередь подразумевается имя В. И. Ленина - основателя большевистской партии и Советского государства, крупнейшего представителя м ...

Оценка труда и персонала
Методы индивидуальной оценки. Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор вопросов или описаний. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ста ...

"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой) и религиозного мыслителя. ...