Ильин выделяет семь вечных духовных основ социального бытия человека - это вера, любовь, свобода, совесть, семья, родина, нация. Они образуют нерасторжимое единство, ведущую роль в котором играют вера и любовь; через них постигаются и осмысливаются все другие формы общественной жизни.
Важнейшей социальной ячейкой всего сложного общественного организма является семья, естественный, священный союз, основанный на любви, вере и свободе; этот союз призван научить первым совестным движениям сердца и поднять человека до более сложных форм духовного и социального единения людей.
Существенную роль в объединении людей в социально-духовные общности, в регулировании их внутренней и внешней жизни играют, по мнению Ильина, право, правосознание и государство. Правосознание, в его понимании, неотделимо от инстинктивного стремления к добру и справедливости, а правовые нормы указывают человеку искомый им лучший путь внешнего устроения социальной и индивидуальной жизни.
Ильин сформулировал три аксиомы правосознания, лежащие, как он полагал, в основе социальной жизни любого народа: " .закон духовного достоинства, закон автономии и закон взаимного признания". Эти аксиомы учат людей самостоянию, свободе, достоинству, солидарности.
Что же касается государства, то оно по своей основной идее есть духовный союз людей, обладающих зрелым правосознанием и утверждающих вытекающие из него права в солидарном сотрудничестве. Поэтому государство в идеале, утверждает Ильин, "должно было бы прийти к самоуправлению народа, приняв форму корпорации". Но в силу несовершенства человеческой природы фактически существующее государство всегда совмещает черты корпорации (солидарности) с опекой над подданными. Отсюда важно найти наилучшее для данного исторического этапа сочетание элементов солидарного самоуправления и властвующей опеки. По мнению Ильина, такое сочетание осуществляется в тех формах государственного устройства, которые в наибольшей степени соответствуют трем указанным аксиомам правосознания и в которых политическое объединение людей пронизано началами любви, уважения и доверия, духовного самоутверждения. См.: Ильин И. А., О сопротивлении злу силою // Собр. соч.: В 10 т. Т. 5. С. 86- 113. Ильин И. А. Собр. соч. В 10 т. Т. 5. С. 126. Там же. С. 204. Там же. С. 208. Ильин И. А Собр. соч.: В 10 т. Т. 4. С. 310.
Смотрите также
Система теокосмического всеединства С. Л. Франка
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - видный представитель философии всеединства,
одного из самобытных течений русской философской мысли, основы которого были заложены
В. С. Соловьевым. Созданная и ...
Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является
поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный
поворот к онтологии, осуществлен ...
Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей,
которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком
с предшествующей историей мышлен ...