4. Осмысление религиозного опыта
История русской философии / Русская религиозная философия в XX столетии / И. А. Ильин: философия духовного опыта / 4. Осмысление религиозного опыта
Страница 1

Одна из центральных проблем религиозно-философского творчества Ильина - изучение особенностей религиозного опыта как особого типа духовного опыта, включающее анализ состава и строения религиозного акта (т. е. конкретного психического состояния или действия) верующего человека, стремящегося к обнаружению религиозной истины, и др. Именно эта тематика находится в центре внимания его двухтомного исследования "Аксиомы религиозного опыта".

Основными его источниками являются труды представителей восточного христианства (Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого, Григория Нисского, Макария Египетского, Григория Паламы, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина и др.).

К числу основоположений религиозного опыта Ильин отнес цельность веры, сердечное созерцание, самодеятельность, предметность, катарсис (очищение), покаяние, смирение, трезвенность, автономию и т. д. Наиболее важными он считал аксиомы цельности веры и сердечного созерцания, поскольку именно они определяют наиболее существенные особенности религиозного опыта в его православном понимании и, кроме того, в них полнее всего выступает собственно философское, а не сугубо богословское содержание.

В понимании Ильина религиозный опыт складывается из трех основных компонентов: религиозного предмета, религиозного акта и религиозного содержания. Под предметом в религии понимается Божество, поэтому предметно в религии все то, что имеет непосредственное отношение к его бытию. Только через отношение к Божеству духовный опыт человека становится религиозным. Личный произвол здесь, по Ильину, недопустим, ибо человек призван веровать не в свое субъективное "по-моему", а в таинственное и предметное "на самом деле".

Религиозным актом Ильин называет душевное состояние или переживание, вызываемое у человека общением с Божеством. Будучи событием душевной жизни, он складывается из ряда психических функций: чувства, воображения, воли, мышления и инстинктивных влечений. Религиозный акт личен и субъективен, подвержен законам психологии, физиологии и психопатологии. Таковы, например, молитва, покаяние, совершение таинств, благодарение, сочинение религиозных песен или гимнов и т. п. Напротив, религиозное содержание не есть душевное состояние; оно не слагается из душевных состояний и не подлежит законам психологии и физиологии. Оно есть то, что взято и принято религиозной душой или религиозно настроенным духом, что именно видится в любви к Богу (например, его воображаемая красота, сила, благость и т. д.), что усматривается в сформулированном догмате и т. п. Религиозное содержание переживается всегда лично, но, пережитое лично, оно может быть доступно и другим.

Если религиозное содержание - продукт любви, то оно узрено сердцем, если оно воображено актом воображения, то оно есть образ и состоит из комбинации образов. Если оно помышлено (догмат), то оно получено мышлением и подлежит законам логики; если это словесный гимн или икона, то такое содержание подлежит художественному рассмотрению.

По мнению Ильина, наибольшую опасность для правильного понимания сущности религиозного опыта представляет интеллектуализм, т. е. преувеличение возможностей рассудка и чувственности. Для интеллектуализма существует только то, что мыслимо по законам рассудка и рационально объяснимо. Конечно, замечает Ильин, желание проверить, удостовериться, понять - естественно, ибо нельзя принимать за истину все, что порождается фантазией, человеческим бессознательным. Религиозный опыт крайне нуждается в трезвенности, в критериях, отделяющих подлинную веру от суррогатов веры.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор, создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение (он разработал именно "жиз ...

Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности, трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования, "ниспровергат ...

Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская проблематика, связанная с пои ...