2. Основные черты религиозно-метафизической концепции
История русской философии / Русская религиозная философия в XX столетии / Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории / 2. Основные черты религиозно-метафизической концепции
Страница 1

Философское мировоззрение Карсавина развивалось под знаком метафизики всеединства - давней традиции философской мысли, уходящей своими корнями в философию Платона. Карсавин не просто поддержал традицию, а придал ей новое звучание. Метафизика всеединства приобретает в его трудах характер методологической доктрины.

Приверженность Карсавина теории всеединства отражала его стремление раскрыть гармоническое устройство бытия как совершенного единства множества элементов. В ней соединялись живой связью Абсолют (Бог) и иное (сотворенный Богом мир), бытие и ничто. Абсолютное Бытие, по Карсавину, "есть абсолютное совершенное Всеединство. Оно - все, что только существует, все и всяческое. И во всяческом, в каждом Оно все, ибо всяческое не что иное, как Его момент, в Нем полный и совершенный". Философ строит систему, в которой человек и космос, сливаясь в целое, объединяются вечным началом, освещенные его всепроникающими и облагораживающими лучами. Как видим, Карсавин придает своему философскому учению религиозную ориентацию. Бытие предстает у Карсавина в виде бесконечной иерархии всеединств, каждое из которых является "моментом" высшего божественного всеединства. Но тем не менее Абсолютное совершенство в тварном (созданном Богом) мире невозможно, поскольку, хотя Абсолютное и "отдает себя целиком" твари, последняя не свободна усвоить Абсолютное Благо. Отсюда здешний мир представляет собой иерархию "стяженных", т. е. несовершенных, всеединств. Все-временность в нем подменена временностью, а всепространственность - пространствен-ностью.

Теория всеединства давала возможность понять мир как целое. Каждое частное явление, взятое в его изолированности, в отрыве от целого, ущербно. Лишь укорененностью во всеобщей связи частное и отдельное приобретает значение истинности. При этом такое надындивидуальное единство существует не только в обществе, но и между всякими частными реальностями.

Стремясь понять мир в его динамике, Карсавин дополняет понятие всеединства принципом триединства. Человечество и мир в целом, считал он, устремляется к единству по образцу божественной Троицы. Они представляют единство трех бытийных сущностей: первоединства - разъединения - воссоединения. Соответственно вся реальность характеризуется в учении как диалектический процесс прохождения любого единства через указанные ступени. В утверждении идеи тройственного динамического ритма бытия ощущалось влияние неоплатонизма, усматривавшего в общей структуре мира трехчленный закон развития. Таким образом, дополненная принципом триединства метафизика всеединства в интерпретации Карсавина теперь давала возможность понять мир не только в его целостности, но и как развивающееся целое.

В учении о познании Карсавин, вслед за Н. О. Лосским и С. Л. Франком, стоит на позициях интуитивизма. Интуитивность трактуется им как непосредственная данность объекта субъекту, почти полное совпадение его с субъектом, что, по убеждению философа, делает познание "живым", сближает его с религиозной верой. Познание в религиозно-философском учении Карсавина рассматривается в качестве моста к инобытию, благодаря чему познающий субъект может воссоединиться с другим миром. В отличие от мышления интуитивного, рассудочное (дискурсивное) мышление отделяет субъекта от объекта, отвлекает познание от жизни, делает его абстрактным. Бытие здесь превращается в отвлеченное понятие и предстает разъединенным в целом и в своих частях. Карсавин указывает на диалектическое родство такого типа мышления с процессами дифференциации общества на социальные группы, с ростом "торгово-промышленного общества".

Страницы: 1 2

Смотрите также

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...

Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор, создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение (он разработал именно "жиз ...

Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности, трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования, "ниспровергат ...