Динамический аспект функциональности выражается в вечном движении социального бытия, в непрерывном возникновении, расцвете и гибели в нем мириад социальных личностей. Причем умирание личности в данном индивиде еще не означает полной его гибели: он может, умирая в качестве момента данной социальной личности, жить или рождаться в качестве момента другой. Гибель социальной личности является условием "индивидуации" высшей личности в других, подобных погибающей, т. е. условием их возникновения и условием реального единства социально-личного бытия, которое представляется Карсавину таким же многообразным миром, как и бытие природно-органическое, он видит в нем полный расцвет и венец последнего. Можно предположить, что на картину мира, созданную Карсавиным, оказали влияние учения Н. Я. Данилевского, Н. С. Трубецкого и О. Шпенглера. Правда, в отличие от последнего он исключал идею абсолютной недоступности культур друг для друга.
Наиболее развитые и устойчивые среди множества социальных личностей, полагал Карсавин, слагаются в конкретный социальный организм, в определенный аспект великой социальной личности - человечества. Метафизика всеединства, таким образом, воплощалась у Карсавина в оригинальную философию личности - самое важное из того, что он внес в развитие этой русской философской традиции. Карсавин Л.П. О личности // Религиозно-философские сочинения. М., 1992. Т 1. С. 19. См.: Карсавин Л.П. О личности // Религиозно-философские сочинения. Т. 1. С. 20. Там же. С. 31- 32. Там же. С. 100.
Смотрите также
Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...
Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является
поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный
поворот к онтологии, осуществлен ...