3. Учение о симфонических личностях
История русской философии / Русская религиозная философия в XX столетии / Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории / 3. Учение о симфонических личностях
Страница 1

В соответствии с христианскими представлениями о Боге как личности Карсавин утверждает личностный характер всего бытия. "Возможен ли мир без личного своего бытия?" - ставит вопрос философ. Ответ гласит: единый в своем времени и пространстве мир осуществляет свое личное бытие; весь тварный мир - всеединая личность.

В многообразии существ философ выделял потенциально личные (неодушевленные предметы), зачаточно личные (животные) и действительно личные (человек, социальные образования).

Что же такое личность в трактовке Карсавина? Применительно к человеку, говорит он, слово "лицо" означает нечто существенное и потому постоянное, своеобразное и неповторимое. Таков же смысл выражений: "он - человек не безличный", "у него есть лицо" и т. п. При этом "лицо" во всех этих случаях следует мыслить как единство множества, и не только в данный момент времени, но и в потоке временного изменения. Прилагательное "личный" относит к одному и тому же "лицу" все множество его "выражений", "проявлений", "осуществлений" или "моментов". "Личность - конкретно-духовное или .телесно-духовное существо, определенное, неповторимо-своеобразное и многовидное". Но личность для Карсавина не просто совокупность множества моментов, а их единство во "всем ее времени" и во "всем ее пространстве". В идеале это совершенное всеединство, всевременное и всепространственное.

Как телесное существо, личность определена, она данность, необходимость. В качестве духовного явления личность не знает определения. Как дух, она есть свобода. "Дух - синоним не только единства, но и свободы", - подчеркивает Карсавин. Личность, таким образом, неразрывно связана со свободой. Свобода соотносительна с необходимостью, но раскрывает свою первичность как самодвижение и самоопределение личности.

Как и все бытие, личность осуществляет себя, по Карсавину, в трех способах: первоединстве, саморазъединении и самовоссоединении. "Личность "сама в себе" разъединяется на некоторое неточное и познающее средоточие, которое мы называем "я", и на "мое" или "свое", как на раскрытое, порожденное или изведенное этим "я" и им "познаваемое". Однако ушедшие в прошлое моменты продолжают жить в умаленном виде в памяти. Это и есть третий способ бытия - воссоединение, хотя здесь, несмотря на все усилия, и не достигается та степень единства, которой личность обладала до разъединения. Так возникает различие между несовершенным ("стяженным") и совершенным бытием личности.

Мир рассматривается Карсавиным не просто как личность, а как симфоническая всеединая личность или как иерархическое единство множества симфонических личностей разного порядка, а в них и личностей индивидуальных. Симфоническая личность, осуществляемая в человеческих личностях, обозначается в системе Карсавина как социальная личность. К такого рода личностям он относит народ, культуру, человечество и т. д. Каждая из этих личностей является все тем же всеединством, только различным образом "стяженным". Применяя к личности принцип триединства, мыслитель утверждал, что "всеединая симфоническая и социальная личность отражает в себе и в каждом своем моменте личности Триипостасную Сущность".

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Две особенности русского марксизма
...

Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник, Мы - вместилище скверны – и чистый родник. Человек – словно в зеркале мир, - многолик, Он ничтожен – и он же безмерно велик. Омар Хайям ...

Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...