4. Философия истории
История русской философии / Русская религиозная философия в XX столетии / Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории / 4. Философия истории
Страница 2

Несмотря на отрицание Карсавиным социальной причинности, историческая реальность подчинена в его философии строгой необходимости. Жесткий примат коллективного начала над индивидуальным, вытекавший из общих принципов социальной философии Карсавина, отводил индивидуальной личности лишь низшее место в иерархической структуре бытия. Это таило в себе угрозу ограничения самостоятельности и свободы, самоценности индивидуальной человеческой личности, что и проявилось в известной степени в его политической философии. Правда, сам Карсавин неоднократно подчеркивал, что развиваемая им концепция всеединства не принижает эмпирической истории человечества и "нисколько не противоречит свободе человечества и человека", а, напротив, только она способна обосновать свободу. Он решительно настаивал на том, что реальное единство, проявляющее себя в деятельности "всякого исторического индивида (семья, класс, народ, государство), не приводит к умалению индивидуальной деятельности, "уничтожению" индивида, реальности его проявлений". Карсавин Л.П. Философия истории. Спб., 1993. С. 15. Там же. С. 81. Там же. С. 88. Карсавин Л.П. Введение в историю (Теория истории). Пг., 1920. С. 8, 9. Карсавин Л.П. Философия истории. С. 171. См. там же. С. 335. Карсавин Л.П. Введение в историю. С. 11.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Исторические типы философии
Философия является рациональной попыткой ответа на предельные основания мира, природы и человека, стремлением анализировать действительность, как она представлена в человеческом знании, чтобы увидет ...

И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог, блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре его напряженных раздумий всегд ...

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...