4. Философия истории
История русской философии / Русская религиозная философия в XX столетии / Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории / 4. Философия истории
Страница 2

Несмотря на отрицание Карсавиным социальной причинности, историческая реальность подчинена в его философии строгой необходимости. Жесткий примат коллективного начала над индивидуальным, вытекавший из общих принципов социальной философии Карсавина, отводил индивидуальной личности лишь низшее место в иерархической структуре бытия. Это таило в себе угрозу ограничения самостоятельности и свободы, самоценности индивидуальной человеческой личности, что и проявилось в известной степени в его политической философии. Правда, сам Карсавин неоднократно подчеркивал, что развиваемая им концепция всеединства не принижает эмпирической истории человечества и "нисколько не противоречит свободе человечества и человека", а, напротив, только она способна обосновать свободу. Он решительно настаивал на том, что реальное единство, проявляющее себя в деятельности "всякого исторического индивида (семья, класс, народ, государство), не приводит к умалению индивидуальной деятельности, "уничтожению" индивида, реальности его проявлений". Карсавин Л.П. Философия истории. Спб., 1993. С. 15. Там же. С. 81. Там же. С. 88. Карсавин Л.П. Введение в историю (Теория истории). Пг., 1920. С. 8, 9. Карсавин Л.П. Философия истории. С. 171. См. там же. С. 335. Карсавин Л.П. Введение в историю. С. 11.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...

"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой) и религиозного мыслителя. ...

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...