1. Истоки евразийства
История русской философии / Русская религиозная философия в XX столетии / Евразийство: социальная философия и историософия / 1. Истоки евразийства

Идеи, близкие по духу к евразийству, в неявной форме присутствовали в трудах русских мыслителей уже в XIX в. Но если тогда мы обнаруживаем лишь отдаленные аспекты будущих евразийских построений (С. С. Уваров, Н. М. Карамзин), то в конце XIX - начале XX в. возникает целый ряд протоевразийских теорий, рождая своеобразное "мироощущение" и "умонастроение" у представителей русской интеллигенции.

Подтверждением глубинных истоков евразийства является обнаружение "элементов" евразийства, "евразийского подтекста" в работах ряда мыслителей, писателей, ученых, естествоиспытателей, историков, философов. Они были выражены, главным образом, в трех взаимосвязанных идеях: 1) "многонародность" субъекта российской истории и его целостность; 2) глубокая взаимосвязь жизни народа и государства с естественными природными условиями занимаемой территории; 3) усмотрение генезиса российской государственности в империи Чингисхана.

Многое было почерпнуто евразийцами у славянофилов. Они решительно отвергали западничество как отрицание самобытности и "самого существования нашей культуры".

Если отношение евразийцев к западничеству однозначно негативное, то отношение к творчеству славянофилов двойственное. С одной стороны, евразийцы признавали себя продолжателями той традиции русского философского и исторического мышления, к которой они относили и мыслителей славянофильского направления. Несомненно также и то, что евразийцы разделяли славянофильскую идею соборности, идею органического единства, пронизывающего церковь, общество и человека. С другой стороны, они отрицали идею славянского единства, считая, что русский цивилизационный тип без остатка не сводится к славянскому, поскольку включает в себя и "туранский элемент".

Идея Н. Я. Данилевского о самоценности каждой национальной культуры, о невозможности вычленения одной культуры в качестве критерия и трафарета для всех других пользовалась особой популярностью у евразийцев.

Подвергая критике славянофилов за их абсолютизацию славянства, выразившуюся прежде всего в подчеркивании главенствующей роли в русской культуре славянской крови и языка, евразийцы обращаются к творчеству К. Н. Леонтьева. С их точки зрения, только Леонтьев решился сформулировать выводы своего богатого и непредвзятого опыта и мужественно выступить против растворения русской культуры в отвлеченном и романтическом панславизме.

Смотрите также

Глобальные проблемы современности
...

Трудовые споры
Никто из нас не застрахован от того что завтра он окажется без работы. Или завтра с Вами случиться травма на производстве, а администрация откажется выплачивать компенсацию. Знаете ли Вы как защити ...

Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник, Мы - вместилище скверны – и чистый родник. Человек – словно в зеркале мир, - многолик, Он ничтожен – и он же безмерно велик. Омар Хайям ...