3. Историософия
История русской философии / Русская религиозная философия в XX столетии / Евразийство: социальная философия и историософия / 3. Историософия
Страница 3

По убеждению евразийцев, к управлению государством могут быть допущены только люди первого психологического типа. Проникновение в государственные структуры людей второго типа смертельно опасно для нравственного здоровья общества, для самого существования государства.

Другой особенностью татаро-монгольской государственности, так или иначе воспринятой Российским государством, по мнению евразийцев, является ее отношение к религии, выражавшееся в религиозной терпимости. При этом для Чингисхана было безразлично только то, к какой религии принадлежали его подданные, но отнюдь не отсутствие религиозности. " .Он не просто пассивно терпел в своем государстве разные религии, а активно поддерживал все эти религии", которые способствовали созданию особо ценимого первого психологического типа личности.

Евразийцы, имеющие свой собственный взгляд на историю государственности России как на преемницу государственности империи Чингисхана, вовсе не идеализируют последнюю, более того, подчеркивают, что русскими людьми она воспринималась враждебно, ибо унижала национальное достоинство. В ответ на это "в русских душах и умах поднималась, росла и укреплялась волна преимущественно религиозного, но в то же время и национального героизма". Возникло противоречие: с одной стороны, величие монгольской государственной идеи, стоящей гораздо выше примитивной "удельно-вечевой" домонгольской идеи, а с другой - ощущение ее "чуждости и враждебности". Это противоречие было снято русской национальной мыслью, которая "обратилась к византийским государственным идеям и традициям и в них нашла материал, пригодный для оправославления и обрусения государственности монгольской". Таким образом, идея монгольской государственности вновь ожила, но уже в иной форме, "сотворилось чудо превращения монгольской государственной идеи в государственную идею православно-русскую". Эта идея стала воплощаться в реальность с распадом Монгольской империи и приходом ей на смену Российского государства, превратившегося из провинции (улуса) чингисхановской империи в великое государство Евразию, а Москва стала "новой объединительницей евразийского мира". Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. София, 1921. С. 7. Вернадский Г.В. Начертание русской истории. Прага, 1927. Ч. 1. С. 9. Евразийство. Опыт систематического изложения. Париж, 1926. С. 30. Там же. С. 31. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995. С. 212. Там же. С. 216. См.: Вернадский Г.В. Начертание русской истории. С. 13-18. На путях. Утверждение евразийцев. М.; Берлин, 1922. С. 342, 344. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. С.222. Там же. С. 224. Там же. С. 46. Там же С. 227. Там же. С 46.

Страницы: 1 2 3 

Смотрите также

И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог, блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре его напряженных раздумий всегд ...

Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь") развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов, ростом революционного ...

Исторические типы философии
Философия является рациональной попыткой ответа на предельные основания мира, природы и человека, стремлением анализировать действительность, как она представлена в человеческом знании, чтобы увидет ...