3. Историософия
История русской философии / Русская религиозная философия в XX столетии / Евразийство: социальная философия и историософия / 3. Историософия
Страница 3

По убеждению евразийцев, к управлению государством могут быть допущены только люди первого психологического типа. Проникновение в государственные структуры людей второго типа смертельно опасно для нравственного здоровья общества, для самого существования государства.

Другой особенностью татаро-монгольской государственности, так или иначе воспринятой Российским государством, по мнению евразийцев, является ее отношение к религии, выражавшееся в религиозной терпимости. При этом для Чингисхана было безразлично только то, к какой религии принадлежали его подданные, но отнюдь не отсутствие религиозности. " .Он не просто пассивно терпел в своем государстве разные религии, а активно поддерживал все эти религии", которые способствовали созданию особо ценимого первого психологического типа личности.

Евразийцы, имеющие свой собственный взгляд на историю государственности России как на преемницу государственности империи Чингисхана, вовсе не идеализируют последнюю, более того, подчеркивают, что русскими людьми она воспринималась враждебно, ибо унижала национальное достоинство. В ответ на это "в русских душах и умах поднималась, росла и укреплялась волна преимущественно религиозного, но в то же время и национального героизма". Возникло противоречие: с одной стороны, величие монгольской государственной идеи, стоящей гораздо выше примитивной "удельно-вечевой" домонгольской идеи, а с другой - ощущение ее "чуждости и враждебности". Это противоречие было снято русской национальной мыслью, которая "обратилась к византийским государственным идеям и традициям и в них нашла материал, пригодный для оправославления и обрусения государственности монгольской". Таким образом, идея монгольской государственности вновь ожила, но уже в иной форме, "сотворилось чудо превращения монгольской государственной идеи в государственную идею православно-русскую". Эта идея стала воплощаться в реальность с распадом Монгольской империи и приходом ей на смену Российского государства, превратившегося из провинции (улуса) чингисхановской империи в великое государство Евразию, а Москва стала "новой объединительницей евразийского мира". Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. София, 1921. С. 7. Вернадский Г.В. Начертание русской истории. Прага, 1927. Ч. 1. С. 9. Евразийство. Опыт систематического изложения. Париж, 1926. С. 30. Там же. С. 31. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995. С. 212. Там же. С. 216. См.: Вернадский Г.В. Начертание русской истории. С. 13-18. На путях. Утверждение евразийцев. М.; Берлин, 1922. С. 342, 344. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. С.222. Там же. С. 224. Там же. С. 46. Там же С. 227. Там же. С 46.

Страницы: 1 2 3 

Смотрите также

Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь") развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов, ростом революционного ...

Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей, оставшихся в послерев ...

Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Характерная черта русской философии - ее связь с литературой ярко проявилась в творчестве великих художников слова - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И. Тютчева, И. С. Тургенева и ...