4. Евразийский "проект"
История русской философии / Русская религиозная философия в XX столетии / Евразийство: социальная философия и историософия / 4. Евразийский "проект"
Страница 1

Теоретические построения евразийства никогда не были самоцелью для их авторов. Осмысление общих социально-философских проблем сочетается у них с поиском той конкретной конструктивной программы, которую они должны были предложить народу, вернувшись в Россию после падения большевизма. В том, что это осуществимо, они нисколько не сомневались, ибо были искренне уверены, что западническая идеология марксизма и основанная на ней политическая практика большевиков с ее абсолютизацией роли одного класса, пролетариата, вместо традиционной соборности русского народа, а также противопоставление воинствующего атеизма живущему в народе православно-религиозному чувству русских людей не выдержит испытания временем.

Евразийское движение разрабатывает конструктивную, по мнению его представителей, программу действий - "евразийский проект" по обустройству России-Евразии после гибели коммунистического режима. При этом они исходят из того, что в России необходимо продолжение, а не моментальный слом традиций, установленных уже после революции советской властью. Главное не сломать, а очистить от коммунистической идеологии множество новых социальных образований, появившихся после революции. Приоритетность идеологических преобразований объяснялась различными исканиями среди народных масс, которые интуитивно тянулись к идеям религиозным и соборным. Народу, якобы отвергшему коммунистическую идеологию и находящемуся как бы в идеологическом вакууме, необходима новая идеология и необходима как носительница ее новая партия, "не менее одушевленная и сплоченная, чем первые большевики".

Хотя по форме и структуре новая партия или союз напоминают большевистскую, но по идеологии (а это главное содержание деятельности партии) она ей противоположна. И прежде всего потому, что идеология новой партии - "сознательно-религиозная, православная и не облегченно-интернациональная, а евразийско-русская".

В "евразийском проекте" одной из важнейших задач является построение в России-Евразии "идеократического" и "демотического" государства, органически вытекающего из особой культуры евразийских народов, в душе которых "слышится особый созвучный ритм", позволяющий этим народам достичь такой степени взаимного понимания и таких форм братского сотрудничества, которые "трудно достижимы для них в отношении народов Европы и Азии".

Евразийцы отвергают идею единоличной власти как не соответствующую их философским и культурологическим установкам симфонической личности и "многоединства" социального субъекта. Не приемлют они в качестве образца и государственное устройство стран Запада, ибо в них "совершенно не управляет страной "народ" (демос); почти не управляет парламент, немного управляет кабинет министров, а более всего - бюрократия, единственный постоянный элемент власти".

Евразийский проект государственного устройства провозглашает его надклассовый характер, а первым условием его существования считает образование социальной внеклассовой группы, основным и главным признаком которой является исповедание евразийской идеи, подчинение ей, "подданство".

Выдвижение на первое место в общественной жизни идей, а в государственном строительстве - "идеи-правительницы" вытекает из методологических установок евразийцев, прямо противоположных материалистическим философским традициям. "Евразийство по основному своему духу религиозно и метафизично, потому нет ничего более далекого от евразийства, чем материалистический антропологизм, - все равно, формулируется ли он в абстрактно-индивидуалистическом виде, как у Фейербаха, или принял социально-исторические формы, как у Маркса". Именно поэтому в государственном устройстве, да и вообще в любом социальном организме, считали они, реально и ощутимо правят идеи.

В евразийском государстве такой идеей-правительницей является идея России-Евразии, которую можно формулировать как "идею социально-политической справедливости, "правды", и даже - как идею справедливой социально-политической жизни ради других, для индивидуума - ради народа и других индивидуумов, для народа - ради человечества и других народов". Внутренним источником этой идеи является высшая симфоническая личность - православная церковь, а носителем ее в государстве идеократии, государстве "идеи-правительницы" является "ведущий отбор", иначе говоря, отбор "группы людей, связанных единством мировоззрения (т. е. идейным единством), посвятивших себя служению идее-правительнице и в силу этого призванных управлять государством". Но такой отбор не подменяет собой органы народного управления, которые "комплектуются как из членов ведущего отбора, так и из свободно избранных населением представителей всех интересов страны, к ведущему отбору не обязательно принадлежащих. С этой стороны евразийское государство является демотическим". Приверженцы единой идеологии, евразийцы выступали против многопартийности, считая, что это ведет к размыванию "идеи-правительницы" и повышает социальную напряженность.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...

Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение, то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия "народническая философия&qu ...

Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская проблематика, связанная с пои ...