3. Философская мысль в послевоенный период: основные черты
История русской философии / Философская мысль в России советского и постсоветского периодов / Советская философская мысль 30 - начала 50-х гг. / 3. Философская мысль в послевоенный период: основные черты
Страница 1

Страна, разоренная войной 1941 - 1945 гг., нашла в себе силы сравнительно быстро восстановить и развить систему философского образования. В национальных республиках Советского Союза начал функционировать ряд новых специализированных академических философских учреждений, философских факультетов и кафедр вузов. Значительно продвинулась вперед подготовка национальных философских кадров.

Наиболее общие направления работы советских философов в первые послевоенные годы обозначились еще в предшествующие периоды. Вместе с другими обществоведами они были призваны участвовать в решении не только собственно теоретических проблем, но также стоявших перед страной конкретных политических и социально-экономических задач. Особое место отводилось философии в сфере идеологической работы, в частности распространению материалистических и атеистических взглядов среди населения. На философскую науку возлагалась также задача мировоззренческого влияния на сферы культуры, литературы и искусства, общественные и естественные науки.

Большое влияние на идейно-философский климат в стране во второй половине 40 - первой трети 50-х гг. оказали беседа И. В. Сталина с группой философов в конце 1946 г., во время которой он подверг критике книгу Г. Ф. Александрова "История западноевропейской философии", выступление А. А. Жданова на философской дискуссии 1947 г. по той же книге, а также выход в свет работ Сталина "Марксизм и вопросы языкознания" (1950), "Экономические проблемы социализма в СССР" (1952). Задачи философов в отдельных сферах уточнялись также в связи с организованными по инициативе ЦК партии послевоенными дискуссиями по вопросам литературы и искусства, биологии и физиологии, языкознания и политической экономии.

Изучение и популяризация работ Сталина ставились тогда как одна из главных задач теоретических кадров. Вышло много статей и книг, где сталинские работы переоценивались, неправомерно превозносились как "гениальные", как "вершина" марксистской теории и "новый этап" в развитии марксизма. Между тем в той расширительной модели философии, которой придерживался Сталин, не было каких-либо существенных теоретических импульсов к развитию марксистской философской теории, в то время как в трудах Маркса, Энгельса, Ленина такие импульсы существовали, и они в той или иной степени использовались советскими философами вопреки стагнационному в основном воздействию, которое оказывали на философскую жизнь работы Сталина.

Во время философской дискуссии 1947 г. по книге Г. Ф. Александрова "История западноевропейской философии", проведенной по инициативе Сталина под руководством Жданова, последний в своем докладе, по сути дела, противопоставил как "подлинно научной" марксистской философии всю домарксистскую философию, отвергнув современную западную философскую мысль как проявление буржуазной идеологии. Вместе с тем наряду с прямолинейными, упрощенными суждениями, относящимися к всеобщей истории философии, Жданов высказал ряд мыслей о предмете, задачах и функциях марксистской философии, которые объективно вступали в противоречие с онтологизмом и панфилософизмом: о том, что марксистская философия не является наукой наук, а служит инструментом научного познания, методом, пронизывающим науки о природе и обществе, что она не должна стоять над другими науками, что от прежней философии в марксистской философии остается, как считали Энгельс и Ленин, лишь учение о мышлении и его законах - формальная логика и диалектика и т. п. В результате уже тогда значительно возрос удельный вес исследований по проблемам теории познания и диалектической логики и началось формирование феномена, со временем получившего название "гносеологизм".

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...

Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей, оставшихся в послерев ...

Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного развития русской философск ...