3. Философская мысль в послевоенный период: основные черты
История русской философии / Философская мысль в России советского и постсоветского периодов / Советская философская мысль 30 - начала 50-х гг. / 3. Философская мысль в послевоенный период: основные черты
Страница 3

В соответствии с возобладавшей в данный период точкой зрения исторический материализм во всем его тогдашнем весьма расширительном объеме включался в предмет марксистской философии. В эти годы по данной проблематике был издан ряд трудов (П. Н. Федосеева, Г. Ф. Александрова и др.). В 1950 г. вышел в свет учебник "Исторический материализм" (под ред. Ф. В. Константинова). Поскольку в рамках исторического материализма изучались социологические, общественно-политические, политико-экономические, этические, эстетические и другие проблемы конкретных общественных наук, то его предметом нередко считалась вся совокупность общественных отношений, а центральной задачей объявлялась разработка теории советского общества. Все это приводило к тому, что собственно философский статус исторического материализма как теории оставался в тени и в разработке его философских аспектов были сделаны лишь скромные шаги.

В целом общая идеологическая и политическая обстановка, сложившаяся в стране в этот период, мало способствовала творческой работе в области философии. Следует также принять во внимание исключительные обстоятельства объективного порядка, связанные с "холодной войной", острой международной обстановкой тех лет.

Вместе с тем трудно согласиться с точкой зрения о полном склерозе теоретической мысли в эти годы или о том, что философия была окончательно подавлена. Даже убежденный антикоммунист Ю. М. Бохеньский отмечал, что после философской дискуссии 1947 г. советская философия стала переживать определенный подъем. Именно во второй половине 40 - первой трети 50-х гг. сложились солидные материальные и организационные предпосылки для научно-исследовательской и преподавательской работы в области философии. Выросло число профессионально подготовленных философских кадров, наметились существенные сдвиги с точки зрения не только количества, но и содержания выпускаемой в стране философской продукции. См.: Диалектический материализм. М., 1947 (авторы Б. М. Кедров, Ф. В. Константинов и др.); Леонов М. А. Очерки диалектического материализма. М., 1948; Розенталь М. М. Марксистский диалектический метод. М., 1951; О диалектическом материализме. М., 1952 (авторы В. П. Чертков, В. С. Молодцов, П. Т. Белов и др.); Диалектический материализм. М., 1953 (авторы Г. Ф. Александров и др.). Периодический закон Д. И. Менделеева и его философское значение. М., 1947; Кедров Б. М. О количественных и качественных изменениях в природе. М., 1946; Он же. Энгельс и естествознание. М., 1947; Омельяновский М. Э. Ленин и физика XX века. М., 1947; Кузнецов И. В. Принцип соответствия в современной физике и его философское значение. М.; Л., 1948, и др. См.: Марков М. А. О природе физического знания // Вопросы философии, 1947, № 2; Вавилов С. И. Философские проблемы современной физики // Философские вопросы современной физики. М., 1952 (статья написана в 1949 г.); Суворов С. Г. Ленинская теория познания - философская основа развития физики // Успехи физических наук, 1949. Т. XXXIX, ч. 1; Максимов А. А. О значении

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности, трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования, "ниспровергат ...

Трудовые споры
Никто из нас не застрахован от того что завтра он окажется без работы. Или завтра с Вами случиться травма на производстве, а администрация откажется выплачивать компенсацию. Знаете ли Вы как защити ...

Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился духовно-практический способ освоени ...