Русское Просвещение
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Рождение философии в России (ХVIII век) / Русское Просвещение
Страница 3

На протяжении XVIII в. оставалась весьма значительной роль Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинской (Московской) духовной академий. Отсюда выходили наиболее известные мыслители той эпохи, в том числе и те, которые помогали Петру I в его масштабных преобразованиях. Среди выпускников Киево-Могилянской академии особенно выделяются Стефан Яворский, Феофан Прокопович и Григорий Конисский. С.Яворский долгое время был руководителем академии и именно по его предложению Петр I осуществил реорганизацию Московской академии, находившейся в начале века в упадке, превратив ее в точную копию Киевской.

Феофан Прокопович был одной из самых ярких фигур той эпохи. Будучи облеченным высоким духовным саном, он был призван Петром для разработки программы реформирования русской церкви, результатом чего стало ее полное подчинение монархическому государству и светской власти. Полностью одобряя осуществлявшиеся в России преобразования, Прокопович в своей общественной и литературной деятельности провозглашал Петра I и созданную им систему государственного устройства в России за идеал монарха и монархической государственности. В духе представлений той эпохи он обосновывал идеал просвещенной монархии, призывал к религиозной терпимости, а также выступал против средневекового догматизма, препятствующего развитию наук и просвещению народа.

Ученик Прокоповича Г. Конисский в противоположность своему учителю выступил как талантливый сторонник схоластически-аристотелевской традиции, продолжавшей сопротивляться распространению идей Просвещения; в этом смысле его можно назвать последним крупным аристотеликом в стенах Киево-Могилянской академии. В своей защите аристотелизма Конисский критиковал не только новомодные материалистические учения, но и философию Платона; при этом он пытался обогатить аристотелевскую систему идеями наиболее значительных представителей философии Нового времени.

Учеником Прокоповича, вышедшим из стен Московской академии, был Михаиле Ломоносов, сыгравший огромную роль в формировании новых интеллектуальных традиций. В то время как Конисский был представителем и защитником устоявшегося философского мировоззрения, ориентированного на средневековое прошлое и связанного со средневековой системой образования, Ломоносов, наоборот, оказался сторонником новых идей в философии и активным участником процесса создания учебных заведений совершенно нового типа. Реформа образования, начатая Петром I в конце его правления, имела существенное значение для дальнейшего развития науки и философии в России. Петр прекрасно видел, что существующие учебные заведения (в том числе и две упоминавшиеся выше духовные академии) уже не удовлетворяли запросам нового российского государства. Учреждая в 1724 г. Академию наук, Петр ориентировался уже не на средневековую модель, а на более соответствующую духу эпохи протестантскую систему образования, возникшую в Германии. Непосредственное участие в составлении программы Академии принял Лейбниц; первые руководители нового учреждения также были приглашены из Германии. Чуть позже (1755), в правление Екатерины Великой, граф И.Шувалов при активном участии Ломоносова организовал на тех же началах Московский университет.

Самой важной чертой новых учебных заведений было отделение философии от богословия и резкое уменьшение значения богословия в системе образования. Здесь можно было получить светское образование, которое ориентировало их обладателей на самостоятельную творческую деятельность, именно это открыло возможность для появления в будущем мыслителей, обладающих развитой философской культурой и абсолютно независимых от официальной церкви (впрочем, нужно отметить, что Г. Сковорода вышел не из этой системы образования, а из отживавшей свой век Киево-Могилянской академии).

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...

Исторические типы философии
Философия является рациональной попыткой ответа на предельные основания мира, природы и человека, стремлением анализировать действительность, как она представлена в человеческом знании, чтобы увидет ...

Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник, Мы - вместилище скверны – и чистый родник. Человек – словно в зеркале мир, - многолик, Он ничтожен – и он же безмерно велик. Омар Хайям ...