Западничество. А. Герцен
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Формирование основных философских направлений (первая половина XIX века) / Западничество. А. Герцен
Страница 2

Родоначальником западничества традиционно считается Чаадаев, хотя очень многие принципы его мировоззрения (в том числе и его представление о личности) ближе к идеям славянофилов, чем к идеям наиболее ярких и последовательных представителей западничества, таких, как Н.Станкевич, М.Бакунин, В.Белинский и др. Но наиболее философски глубоко выразил мировоззрение западников Александр Иванович Герцен.

Герцен родился в 1812 г. Уже в раннем детстве он увлекся республиканскими идеями и стал сторонником социального и политического радикализма; по его собственным воспоминаниям, приведенным в книге "Былое и думы", в 14-летнем возрасте после казни вождей декабристского восстания он поклялся отомстить за казненных и посвятить себя борьбе с самодержавием. Во время учебы на естественном факультете Московского университета Герцен увлекся философией Шеллинга. После окончания университета (1834) он был арестован и отправлен в ссылку за связь с радикальными студентами и резкие политические высказывания. После возвращения в 1836г. из ссылки Герцен жил в Москве, а затем в Петербурге. На это время приходится его увлечение Гегелем; очень быстро он стал наиболее глубоким и самобытным последователем гегелевской философии в России. В своем первом крупном философском труде "Дилетантизм в науке" он применяет идеи Гегеля для интерпретации смысла научного познания и его роли в жизни человека; этой же теме посвящены "Письма об изучении природы". В это же время Герцен переживает глубокую личную драму, которая существенно повлияла на его философские воззрения, - у него умерло трое детей. В 1847 г. Герцен уезжает за границу, где остается до конца жизни, значительное время посвящая изданию журналов, содержащих резкую критику русского самодержавия и крепостничества и пропаганду революционных идей. Герцен становится одним из лидеров европейского революционного движения и одним из самых известных в Европе русских мыслителей. Характерно, что именно непосредственный контакт с западной цивилизацией вызвал резкую перемену в отношении Герцена к Западу: от романтической идеализации западного общества как царства свободы Герцен переходит к обличению духовной деградации Запада, к резкой критике его "мещанского" мировоззрения. В результате, он, совсем как славянофилы, приходит к убеждению, что только Россия может спасти утраченные Западом идеалы свободы и справедливости. Эта тема ясно прозвучала в работе "С того берега", а также в трехтомной книге воспоминаний "Былое и думы". Умер Герцен в 1870г.

Противоположность философского мировоззрения западников и славянофилов ясно отразилась в их различном отношении к философии Гегеля. Славянофилы резко критиковали философию Гегеля -воплощение западного рационализма, Герцен, как и все остальные западники, наоборот, использует ее как отправной пункт для своих философских построений. Принимает он гегельянство по той же самой причине, по какой его критиковали славянофилы, - за претензию установить универсальные законы развития человеческого общества и человеческой культуры. Отрицание Гегелем традиционно понимаемой религии и, тем более, церкви ничуть не смущает Герцена. На первое место в общественной жизни должна выйти наука, которая поможет людям открыть все закономерности природного бытия и через их использование добиться реализации главных целей человеческого прогресса.

Принимая эти положения, Герцен вовсе не превращается в некритичного последователя плоского гегелевского рационализма, весьма популярного в XIX в. в Европе. Он по-своему расставляет акценты в системе идей, позаимствованных у Гегеля. Главный принцип для Герцена - признание абсолютного значения личностного начала в человеке. Эта тема проходит через все главные сочинения Герцена (а также отражается в его письмах и дневниковых записях), усиливаясь в последние годы жизни до своеобразного иррационалистического персонализма, не признающего ничего абсолютного в мире, кроме личности отдельного человека.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную философско-историческую концепцию, р ...

Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник, Мы - вместилище скверны – и чистый родник. Человек – словно в зеркале мир, - многолик, Он ничтожен – и он же безмерно велик. Омар Хайям ...

Диалектика сознательного и бессознательного
...