Моральная интерпретация христианства в творчестве Л. Н. Толстого
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Религиозные и этические поиски Л. Толстого, Н. Федорова и "поздних" славянофилов / Моральная интерпретация христианства в творчестве Л. Н. Толстого
Страница 3

При описании сущности человека в концепции Толстого принципиальное значение приобретает противопоставление Бога и земного бытия. Это противопоставление никак не вытекает из приведенных выше определений Бога, более того, оно противоречит первому из них, согласно которому Бог есть первопричина бесконечного и вечного мира и в соответствии с которым Бог почти отождествляется с миром. Однако философское мировоззрение Толстого все пронизано неразрешимыми противоречиями и антиномиями, на которые он не обращает особого внимания, поскольку главным полагает жизненный, этический смысл своих построений.

Земное бытие устроено таким образом, что в нем желание блага всему существующему в своей реализации сталкивается с большими трудностями из-за разделенности вещей, живых существ и людей - в силу того, что бессмертное начало блага оказалось заключенным в смертные, преходящие тела. Задавая себе вопрос о причинах такого положения дел, Толстой отвергает возможность для человека познать их: " .есть высшая воля, цели которой недоступны человеку. И эта-то воля поставила человека и все существующее в то положение, в котором оно находится. Эта-то причина, которая для каких-то недоступных человеку целей заключила себя, желание блага всему существующему - любовь, - в отдельные от остального мира существа, - есть тот же Бог, которого человек сознает в себе, познаваемый человеком вне себя".

Таким образом, человек как телесное и смертное существо, отделенное от всего и противостоящее всему, содержит в себе Бога как желание блага всему существующему. Смертная, земная природа искажает смысл божественного принципа блага, это проявляется в том, что человек низводит этот принцип до желания блага самому себе, своей отдельной личности. Именно это искажение, по Толстому, определяет всю историю человечества. Во всех формах государства и культуры он не видит ничего, кроме желания отдельных людей заставлять всех окружающих и весь мир служить их собственному личному благу. Здесь же он находит причину появления множества "ложных" религий, заставляющих людей верить в трансцендентного Бога-творца, в чудеса, в мистический смысл обрядов и церковных служб и т. п. Все эти религии, по Толстому, необходимы только господствующим группам людей, подчинивших всех своему благу и не желающих, чтобы люди узнали истину о себе и о своем предназначении в мире.

Истинное же предназначение человека, которое и пытается выразить в своей версии христианства Толстой, состоит в том, чтобы преодолеть в себе желание блага для себя и возвыситься до божественного принципа желания блага всему существующему, то есть до любви ко всему существующему. Процесс такого возвышения Толстой называет новым, духовным рождением человека. До этого духовного рождения человек мало чем отличается от зверя, и все его потребности, желания и цели носят ложный характер, подчинены служению зверю в нем самом. После же этого "рождения" человек открывает в себе Бога и поэтому уже не может жить по-старому, он призван отвергнуть все прежнее устройство своей жизни и выстроить ее по-новому. В этом пункте своего учения Толстой развертывает радикальную критику всей европейской культуры, построенной, по его мнению, на абсолютно ложных ценностях и ведущей человека к ложным целям. В противовес этой культуре он выдвигает идеал "опрощения", предельной минимизации земных, телесных потребностей человека и одновременно требует устранения всех духовных ценностей, не подчиненных прямо и непосредственно принципу любви ко всему существующему. Наиболее характерным примером найденного им идеала выступает простая крестьянская жизнь, в которой простота материального быта соедине- на с соответствующим "упрощением" духовной сферы; последняя не должна иметь никакой иной функции, кроме воспитательной - внедрения в умы подрастающих поколений этого же самого идеала жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию от сторонника "ле ...

Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская проблематика, связанная с пои ...

И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог, блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре его напряженных раздумий всегд ...