Моральная интерпретация христианства в творчестве Л. Н. Толстого
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Религиозные и этические поиски Л. Толстого, Н. Федорова и "поздних" славянофилов / Моральная интерпретация христианства в творчестве Л. Н. Толстого
Страница 1

История русской литературы непосредственно смыкается с историей русской философии, и все крупные литераторы в той или иной степени могут рассматриваться как представители русской философской мысли. Однако далеко не все русские писатели сумели оказать по-настоящему радикальное воздействие на философское развитие и оставить после себя последователей. Наряду с Достоевским такую роль в истории русской религиозно-философской мысли сыграл только Лев Николаевич Толстой (1828-1910). Причем в отличие от Достоевского, который никогда не писал чисто философских сочинений, философские идеи которого вплетены в художественную ткань его повестей и романов, Толстой в конце жизни сознательно обратился к философии и создал ряд сочинений, в которых ставятся традиционные проблемы этики, религии и метафизики; среди них особенно выделяются такие работы, как "Христианское учение", "Закон насилия и закон любви", "Царство Божие внутри вас, или Христианство не как мистическое учение, а как новое жизнепонимание", "О жизни", "Что такое искусство?". Позже Лев Шестов, посвятивший анализу творчества Толстого несколько талантливых работ, небезосновательно утверждал, что в жизни Толстого можно обнаружить два существенно различных периода, связанных с совершенно различным отношением к миру и человеку. В первый период, когда были написаны самые известные произведения Толстого - трилогия "Детство. Отрочество. Юность" и романы "Война и мир" и "Анна Каренина", Толстой предстает как талантливый писатель, глубоко воспринимающий сложность и противоречивость человеческой жизни и не предполагающий возможности ее полного объяснения через однозначные схемы этических и метафизических концепций. Второй период связан с почти полным отказом от художественного творчества (единственным крупным произведением этого периода является роман "Воскресение") и превращением Толстого в "проповедника", убежденного в том, что он знает ответы на все главные вопросы жизни, и считающего себя призванным к распространению этого "окончательного" знания среди людей. Шестов, высоко оценивая талант Толстого-художника, Толстого первого периода жизни, и признавая в нем глубокого экзистенциального мыслителя, резко негативно относится к поздним "проповедям" Толстого, не обнаруживая в них никакого глубокого философского содержания.

Хотя в позиции Шестова есть много верного, и он правильно схватывает суть произошедшей с Толстым в середине его жизни перемены, все-таки эта точка зрения является слишком радикальной, она, с одной стороны, не учитывает явной зависимости поздней философской концепции Толстого от идей предшествующих русских мыслителей и, с другой, - упускает из виду то огромное влияние, которое Толстой оказал - именно своими поздними философскими трудами - на своих современников и на новое поколение русских философов (среди которых был сам Шестов). Если же принять во внимание эти два момента, то приходится признать, что достаточно важное место Толстого в истории русской философии связано именно с его поздними идеями, в то время как та "философия", которая заложена в его главных художественных произведениях (в ранних повестях и рассказах и в двух главных романах), только очень опосредованно и косвенно повлияло на некоторых представителей русской философии. В связи с этим в нашем кратком изложении взглядов Толстого мы будем рассматривать только его позднюю концепцию, изложенную в указанных выше философских сочинениях (краткая характеристика "философии" Толстого-художника, принадлежащая Л.Шестову, будет воспроизведена в главе 9).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой) и религиозного мыслителя. ...

Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение, то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия "народническая философия&qu ...

Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей, оставшихся в послерев ...