"Философия общего дела" Н. Федорова. Русский космизм
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Религиозные и этические поиски Л. Толстого, Н. Федорова и "поздних" славянофилов / "Философия общего дела" Н. Федорова. Русский космизм
Страница 5

Традиционный утопизм, характерный для общественной жизни России, усиленный ожиданием грядущих перемен и свершений, вызванных развитием науки и техники, оказал влияние не только на философию, он оригинально преломился в русской культуре, породив одно из наиболее оригинальных ее проявлений в XX в. - искусство русского авангарда. Теоретические сочинения наиболее известных деятелей русского авангарда (Н.Филонова, К.Малевича, В.Хлебникова, В. Татлина и др.) почти буквально повторяют идеи русских космистов; здесь мы находим ту же слепую веру в безграничную мощь человеческого разума и основанного на нем научного познания, то же предвосхищение грядущего переустройства природы на основе научно-технического могущества человека, то же оптимистическое видение человеческого общества, в котором должны восторжествовать идеалы свободы, равенства и братства. И, к сожалению, здесь присутствует та же самая, что и у Федорова, тенденция к умалению значимости отдельной личности, ее абсолютной ценности. Впрочем, в художественном движении русского авангарда главную роль, конечно же, играли не теоретические манифесты, а художественная практика, оказавшая неизгладимое воздействие на всю европейскую культуру XX в. В основе этой практики лежал принцип абсолютной творческой свободы человека, свободы выражения своих субъективных чувств и настроений. Личная творческая свобода, проявлявшаяся в художественной практике деятелей авангардного искусства, оказывалась "противоядием" против того научно-технического "тоталитаризма", который просвечивал в их теоретических сочинениях. Однако в истории России победу одержала тенденция к тоталитарной "интерпретации" идей соборности и всеединства, и несмотря на то, что практически все деятели авангарда были решительными сторонниками нового общественного строя, возникшего в 1917г., внутренняя свобода и независимость, господствующая в их искусстве, вошла в противоречие с идеологией новой России; их искусство было, в конце концов, уничтожено и надолго предано забвению.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Смотрите также

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...

Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Характерная черта русской философии - ее связь с литературой ярко проявилась в творчестве великих художников слова - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И. Тютчева, И. С. Тургенева и ...

"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию от сторонника "ле ...