Историко-культурологическая концепция Н. Данилевского
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Религиозные и этические поиски Л. Толстого, Н. Федорова и "поздних" славянофилов / Историко-культурологическая концепция Н. Данилевского
Страница 4

За всеми проблемами и противоречиями, возникавшими в истории между Россией и Европой, Данилевский видит только одно - столкновение двух различных цивилизаций, стремящихся к выживанию и к подавлению "конкурента". Причем более жестокой и беспощадной в этой "борьбе за существование" он считает ту цивилизацию, которая уже клонится к упадку, поскольку у нее уже нет внутренних ресурсов для развития, и победить более молодую цивилизацию она может только через внешнее, насильственное покорение - через политическое подчинение и культурную экспансию, подавляющую собственное развитие новой культуры. По Данилевскому, этот процесс составляет суть отношений России с Западом, суть всех действий Запада в отношении России.

В связи с этим главной опасностью для России является чрезмерное "европейниченье" - некритическое принятие западных культурных, общественных и социальных норм (от европейской одежды до европейской избирательной системы), в результате чего происходит подавление национального своеобразия в развитии культуры и общества. Национальность и национальное должны стать главными ценностями, им должно быть подчинено все в жизни российского общества. В этом контексте Данилевский активно поддерживает идею захвата Константинополя и переноса в него столицы нового славянского союза во главе с Россией, полагая, что это будет способствовать плодотворному развитию молодой славянской цивилизации, поможет ей эффективно противостоять натиску германо-романской цивилизации.

В заключении своей книги Данилевский более ясно формулирует смысл различия культурно-исторических типов, и это помогает ему обосновать абсолютное превосходство самого молодого из них - славянского - над всеми предшествующими. Выделяя в человеческой деятельности четыре самых важных формы - религиозную деятельность, собственно культурную деятельность (распадающуюся на научную и художественную), политическую деятельность и общественно-экономическую деятельность, Данилевский, в противоречии с прежними своими утверждениями, пытается обозначить единую логику развития человечества. Наиболее древние цивилизации (египетскую, китайскую, вавилонскую, индийскую и иранскую) он объединяет на основании того, что во всех них указанные формы деятельности находились в полном смешении и не были обособлены друг от друга. Затем следуют цивилизации, в которых это обособление произошло и каждая из которых делала акцент на одной из этих форм: еврейская цивилизация - на религиозной деятельности, греческая - на художественной, римская - на политической. Лишь после рождения германо-романской цивилизации начинается процесс нового объединения, однако европейская цивилизация сумела объединить только две важнейших формы - собственно культурную деятельность (с акцентом на науку) и политическую деятельность. И только растущая славянская цивилизация впервые в истории дает модель по-настоящему цельной культуры, в которой все четыре основные формы деятельности должны в равной степени достичь расцвета и дополнить друг друга.

Как мы увидим в следующей главе (см. раздел 6.6), Вл. Соловьев, пытаясь выявить логику развития человеческого общества, пришел к модели, очень близкой к только что рассмотренной (развитие от первоначального цельного и неразвитого состояния к обособлению отдельных форм деятельности и затем - к их сложному синтетическому единству). Однако именно Соловьев стал первым и наиболее резким критиком концепции Данилевского. Главным пунктом расхождений между Соловьевым и Данилевским стала проблема единства человечества как цельного субъекта исторического развития. Данилевский отвергает такое единство, в то же время для Соловьева именно оно является основой объяснения как мировой истории, так и истории отдельных народов. Как уже говорилось, Данилевский не признает единства человечества потому, что ограничивается поверхностным, чисто эмпирическим исследованием общества и его законов, те обобщения, которые он делает на основании этого эмпирического исследования, построены исключительно на прямолинейной аналогии между обществом (народом, цивилизацией) и биологическим организмом. Явный оттенок биологизма, вносимый Данилевским в свою концепцию, является самым главным его недостатком и не позволяет ему вскрыть действительные основания бытия общества, человека и культуры. В этом смысле его концепция безусловно проигрывает сложному и глубокому философскому учению Соловьева.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Глобализационные процессы в современном мире
Автор полагает, что тема данного исследования актуальна, так как, во-первых, связана с новым направлением в философской науке – философии глобальных проблем, во-вторых отражает противоречиво ...

"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию от сторонника "ле ...

Трудовые споры
Никто из нас не застрахован от того что завтра он окажется без работы. Или завтра с Вами случиться травма на производстве, а администрация откажется выплачивать компенсацию. Знаете ли Вы как защити ...