Особо нужно сказать о сходстве концепции Данилевского с исторической концепцией Освальда Шпенглера, изложенной в его фундаментальном двухтомном труде "Закат Европы" (первый том был издан в 1918 г., окончательная версия работы появилась в 1924 г.). Подобно Данилевскому Шпенглер отказывается от идеи единого линейного прогресса человечества и выделяет в мировой истории ряд самобытных культур, каждая из которых, раз испытав расцвет, утрачивает внутреннюю творческую силу, превращается в механическую "цивилизацию" и постепенно угасает. Он выделял в истории шесть самобытных культур: индийскую, китайскую, египетскую, античную, арабскую и западную ("фаустовскую"). Вывод, который делал Шпенглер относительно будущего западной культуры, также похож на вывод Данилевского (и других славянофилов): Запад уже пережил свой культурный расцвет и находится на стадии "цивилизации", когда формально-механические, внешние методы упорядочивания жизни полностью вытесняют ее внутренние, духовные, творческие начала. Однако, несмотря на все совпадения, и здесь нетрудно подметить значительное различие в характере двух историософских концепций. Шпенглер создавал свою "морфологию мировой истории" на основе "философии жизни" Ф.Ницше, поэтому по степени философской основательности и проработанности она существенно превосходит несколько поверхностную и основанную на прямолинейных биологических аналогиях теорию культурно-исторических типов Данилевского.
Смотрите также
Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является
поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный
поворот к онтологии, осуществлен ...
Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности,
трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования,
"ниспровергат ...
Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение
характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская
проблематика, связанная с пои ...