Историко-культурологическая концепция Н. Данилевского
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Религиозные и этические поиски Л. Толстого, Н. Федорова и "поздних" славянофилов / Историко-культурологическая концепция Н. Данилевского
Страница 5

Особо нужно сказать о сходстве концепции Данилевского с исторической концепцией Освальда Шпенглера, изложенной в его фундаментальном двухтомном труде "Закат Европы" (первый том был издан в 1918 г., окончательная версия работы появилась в 1924 г.). Подобно Данилевскому Шпенглер отказывается от идеи единого линейного прогресса человечества и выделяет в мировой истории ряд самобытных культур, каждая из которых, раз испытав расцвет, утрачивает внутреннюю творческую силу, превращается в механическую "цивилизацию" и постепенно угасает. Он выделял в истории шесть самобытных культур: индийскую, китайскую, египетскую, античную, арабскую и западную ("фаустовскую"). Вывод, который делал Шпенглер относительно будущего западной культуры, также похож на вывод Данилевского (и других славянофилов): Запад уже пережил свой культурный расцвет и находится на стадии "цивилизации", когда формально-механические, внешние методы упорядочивания жизни полностью вытесняют ее внутренние, духовные, творческие начала. Однако, несмотря на все совпадения, и здесь нетрудно подметить значительное различие в характере двух историософских концепций. Шпенглер создавал свою "морфологию мировой истории" на основе "философии жизни" Ф.Ницше, поэтому по степени философской основательности и проработанности она существенно превосходит несколько поверхностную и основанную на прямолинейных биологических аналогиях теорию культурно-исторических типов Данилевского.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Смотрите также

Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей, которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком с предшествующей историей мышлен ...

Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник, Мы - вместилище скверны – и чистый родник. Человек – словно в зеркале мир, - многолик, Он ничтожен – и он же безмерно велик. Омар Хайям ...

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...