Не признавая науку в качестве движущей силы преображения материи и "снятия" онтологической разделенности людей, Соловьев отвергает единственный способ "естественного", всецело согласованного со здравым смыслом обоснования перехода общества в состояние абсолютного всеединства. Он предпочитает говорить об этом переходе как о мистическом процессе, не имеющем аналогов в нашем обыденном бытии, и не дает более точных указаний на то, когда и каким путем произойдет "пополнение" вселенского тела, превращение несовершенной, "атомизированной" материи в Богоматерию. Но тем самым он превращает это убеждение в веру, не имеющую ни ясного философского обоснования, ни эмпирических подтверждений своей правоты. В связи с этим нет ничего удивительного в том, что в поздних "Трех разговорах" у Соловьева появляются сомнения в возможности окончательной победы над злом и, значит, в возможности достижения окончательного всеединого состояния человеческого общества и всего мира. Человеческая история дает мало оптимизма для веры в такую возможность.
Смотрите также
Ленин как философ
Когда говорят о марксистской философии в России XX в., то в первую очередь подразумевается
имя В. И. Ленина - основателя большевистской партии и Советского государства, крупнейшего
представителя м ...
Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор,
создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение
(он разработал именно "жиз ...