4. Философские идеи в русском масонстве
История русской философии / Философия в России XVIII в. / Возникновение и развитие светской философии / 4. Философские идеи в русском масонстве
Страница 4

Одним из самых известных деятелей русского масонства XVIII - начала XIX в. был выдающийся книгоиздатель, журналист, просветитель и педагог Николай Иванович Новиков (1744 - 1818). Он был выходцем из небогатой дворянской семьи, в чине унтер-офицера участвовал в дворцовом перевороте, приведшем к власти Екатерину II. Выйдя в отставку, он занялся изданием сатирических журналов "Трутень", "Пустомеля", "Живописец" (1769 - 1774), на страницах которых обличались общественные пороки: невежество, произвол чиновников, галломания. Объектом критики Новикова стало крепостное право и порожденные им многочисленные социальные пороки.

Влияние рационалистических идей Просвещения не только не привело Новикова в лагерь "вольтерьянцев", но, напротив, стимулировало его религиозно-нравственные искания. В 1775 г. он вступает в масонскую ложу "Астрея" и до конца дней своих остается убежденным "вольным каменщиком", одним из организаторов и подвижников масонского движения в России. Однако масонство Елагина, Рейхеля, шведская система не могли удовлетворить Новикова, так как "работы" в них проводились формально и лишь на уровне низших степеней посвящения. Жажда "света истины" и полноты в духовной реализации ее в конечном счете привела его к сближению с И. Г. Шварцем и розенкрейцерством - как ему казалось, наиболее глубоким и эзотерическим учением. В результате придворных интриг и недовольства Екатерины II деятельностью московских масонов в 1792 г. Новиков подвергся аресту с конфискацией значительной части имущества и книг. Его заключили в Шлиссельбургскую крепость. После смерти императрицы Новиков получил свободу, однако здоровье его было уже подорвано.

Мировоззрение Новикова в целом носит религиозно-антропоцентрический характер. Светские науки и "внешняя образованность", чрезвычайно важные сами по себе, составляют, по его мнению, лишь фундамент или первый шаг к "истинному просвещению". Разумеется, их следует широко пропагандировать и применять на "пользу общую", побеждая невежество и порожденные им пороки. Вместе с тем, считает Новиков, ни каждая отдельная наука, ни сумма научных знаний не в силах решить главную, смысложизненную проблему человеческого бытия. Здесь мысль Новикова следует в русле, указанном Б. Паскалем, труды которого он изучал, печатал и пропагандировал. Религия, философия, искусство, науки должны заключать в себе нравственно-практический смысл, служить делу познания и улучшения человеческой природы.

Знания для Новикова - это реальный инструмент нравственного перерождения человека, которое возможно лишь в рамках масонских "работ", под руководством опытных "мастеров" в восходящем движении от низшей степени посвящения к высшим. Именно в этом контексте самосознание человека как совершеннейшей твари есть, по Новикову, кратчайший путь к богопознанию. Законы природы, открытые человеком, произведения искусств и ремесел, с одной стороны, свидетельствуют о духовно-нравственной природе человека, с другой - качественно изменяют ее. А это невозможно без веры в Бога, бессмертие души, без помощи свыше. В деле нравственного возрождения человека многое также зависит, по Новикову, от разумного направления его свободной воли и "общественных установлений". Политический деспотизм, как и быстрая "перемена в управлении", т. е. революции и войны, приводят к упадку "наук и художеств", порождают невежество и разврат, а следовательно, с точки зрения мыслителя, служат препятствием в духовном самосовершенствовании. Новиков готов поддерживать только тот государственный порядок, который благоприятствует обретению человеком смысла своего существования. Этот порядок должен обеспечивать материальный достаток большинству членов общества, относительную свободу и политическую стабильность.

Начатое в конце правления Екатерины II преследование масонов, в результате которого больше всех пострадал за свои убеждения Новиков, обвиненный в организации тайного заговора и вовлечении в орден престолонаследника (будущего императора Павла I), прекратилось после ее смерти. Оживление их деятельности наступило в царствование Александра I, который в молодости сам был "вольным каменщиком".

Однако не без влияния ярого поборника ортодоксального православия архимандрита Фотия Александр I в 1822 г. запретил масонские ложи и тайные общества (под последними имелись в виду прежде всего политические организации декабристов). Масонство как идейное течение в русской мысли непосредственного влияния на дальнейшее ее движение не оказало. И все же масоны отчасти предвосхитили развитие некоторых иррационалистических философских течений, религиозно-модернистских идей, распространившихся в XIX - начале XX в. Елагин И. П. Учение древнего любомудрия и богомудрия // Русский архив. Вып. 1. М , 1864. С. 106 Изображение ветхого . и духовного человека. Спб., 1798. С. 18. Записки сенатора И. В. Лопух

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Ленин как философ
Когда говорят о марксистской философии в России XX в., то в первую очередь подразумевается имя В. И. Ленина - основателя большевистской партии и Советского государства, крупнейшего представителя м ...

Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную философско-историческую концепцию, р ...

"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию от сторонника "ле ...