4. Философские идеи в русском масонстве
История русской философии / Философия в России XVIII в. / Возникновение и развитие светской философии / 4. Философские идеи в русском масонстве
Страница 2

Эклектизм своей религиозно-идеалистической антропологии русские масоны пытались преодолеть, утверждая, что божественная сущность человека едина и неизменна. Поэтому во все времена и у всех народов, в различных религиях и философских построениях содержалось в разрозненном виде одно не подлежащее догматизации эзотерическое учение. Найти его, собрать воедино в "живой", символической религии, освободить от исторически проходящих форм, распространить, придав современное звучание, - такова цель масонства. Не случайно в теоретическом лексиконе "вольных каменщиков" были широко распространены словосочетания: "откровенная религия", "истинное христианство", "внутренний Христос", позволявшие им рассуждать вне конфессий, школ, направлений, культур, как бы от лица интуитивно постигаемой и всюду сущей "божественной Премудрости".

Что же касается науки нового времени и материалистически-деистического направления в философии, то теоретики масонства нередко воспринимали их как добросовестное заблуждение "погруженных во мрак" духовно беспомощных страдальцев. Хотя не только отдельные факты или идеи, но и систему аргументации у этих "заблудших" масонские теоретики охотно заимствовали. Так, российские "вольные каменщики" Лопухин, Елагин, равно как и их западноевропейские "духовные братья", развернули борьбу за естествознание в его идеалистической интерпретации. В авторитетных масонских изданиях утверждалось, что "по-настоящему знающий натуру не может не быть вольнодумец" и одновременно не может "истинное богословие" существовать "без познаний Бога в натуре и мироправлении". При этом масоны не ограничивались концепцией двойственности истины. Они понимали, что в эпоху бурного роста наук о природе, их высокого авторитета в культуре эпохи Просвещения общих рассуждений о тварном мире, отражающем в себе премудрость Творца, было явно недостаточно. Утверждался не параллелизм философии, естествознания и богословия, а делалась попытка их совмещения в едином учении о божественной сущности человека.

В масонских сочинениях образ человека двоится: дух и душа - это божья искра, которая светит во мраке "тягостной храмины" - человеческого тела, одержимого "плотскими похотениями" и изнуренного многообразными страстями. "Человек, - считали масоны, - в целой сущности своей есть не единствен, но двойствен. Поистине двойствен. Есть человек наружный, и есть человек внутренний, есть человек телесный и плотский, и есть человек духовный". С точки зрения масонских теоретиков, признание такого разделения - это некая условность и необходимое допущение. Ибо, говоря "телесное", "плотское", следует иметь в виду, что в человеке оно не существует помимо его духовной природы. И наоборот, духовное начало немыслимо в нем помимо телесного. Разные формы этого соединения порождают иерархию человеческих типов, на вершине которой - богочеловек, внизу же - ветхий Адам.

Человек представлялся масонам не только микрокосмом, содержащим в себе аналог праха земного и оживотворяющей его мировой души, но и микротеосом, ибо духом своим человек подобен Богу, или, как любили они выражаться, прибегая к своей "строительной" терминологии, "Великому архитектору Вселенной". Согласно масонской антропологии, существуют три качественно различные формы человеческого бытия, как и три типа человека, каждый из которых имеет особый онтологический статус. Бог сотворил Первоадама (I) как существо бессмертное, блаженное, исполненное Святого Духа и наделенное свободой воли. Его дух, душа и тело пребывали в изначальной гармонии. Он обладал небесной премудростью и безграничными познавательными возможностями. После же грехопадения и изгнания из рая "натура" его перерождается, складывается новый тип человека - - ветхий Адам (П), утративший непосредственную связь с Богом. Это и есть человек вообще, массовидный его тип, с которым сталкиваются светская наука, философия, гуманизм. Существование такого человека сопровождают "бедственная временность" (Лопухин), страдания и смерть. Дух и душа попадают в зависимость от тела. Ветхий Адам - это преимущественно "плотяной" (плотский) человек. Поскольку резко возросшее значение материальной жизни и чувственного опыта искажает процесс познания, знания ветхого Адама всегда гипотетичны и несовершенны. "Где одна вероятность, - отмечал Лопухин, - там истинный разум не может находить полного уверения".

В отличие от церковных ортодоксов масоны готовы признать относительную истинность дуализма и сенсуализма в описании человека как данности. Но человек, даже в своем падшем состоянии, - это еще и заданность. Поэтому сенсуализм, "оледеняющий деизм", ведущие к безбожию, утрата абсолютных нравственных ценностей - знак предельного вырождения человека и вместе с тем искажение истинного метафизического масштаба его познания. Истинное же просвещение в противовес этому состоит в свободной от религиозного догматизма теоретической и духовно-практической работе по возвращению ветхого Адама ("дикий камень") в состояние Первоадама ("совершенный многогранник") с помощью нового Адама - Богочеловека (III). Последний не всегда отождествляется масонами с Иисусом Христом. Некоторые полагали, что поднявшимся до богочеловеческой стадии развития следует считать, например, Я. Бёме, а также некоторых легендарных масонских деятелей и всех, кто достиг высочайших "градусов" масонской "науки". Именно реальному, с их точки зрения, а не формальному, как в религии и "внешней церкви", "совлечению с себя" ветхого Адама и превращению в эдемического (райского) человека посвящены масонские обряды, символы, молитвы, посвятительские практики. В философском плане это означало преодоление дуализма онтологической природы человека, обретение им высшего, сверхэмпирического и сверхразумного знания, а также прямое отождествление с ним. Розенкрейцеры, тяготевшие к вневероисповедной мистике, были убеждены, что человек в своей земной жизни способен "центрально слиться" (Лопухин) с Богом как "Высшим Солнцем чистого света". При этом освобождение "внутреннего", "духовного" человека от оков телесности понималось как тотальное одухотворение плоти, как рождение нового "духовного" тела. На высших ступенях посвящения "вольному каменщику" раскрывалась тайна о том, что в процессе рождения нового Адама душа предстает как модификация духа, а тело - как модификация души, что свидетельствует о глубоко скрытом их тождестве.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь") развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов, ростом революционного ...

Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности, трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования, "ниспровергат ...

Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...