Развитие кантианской традиции в философии начала XX века
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Русское лейбницеанство и кантианство / Развитие кантианской традиции в философии начала XX века
Страница 2

Не менее последовательно Лапшин развивает идею Введенского о том, что чужая одушевленность не может быть доказана строгим образом. Отвергая также и мнение Введенского о том, что наша уверенность в существовании других "я" есть следствие сознательной веры, вытекающей из чувства морального долга, Лапшин вынужден каким-то иным образом объяснять эту уверенность. В конечном счете он объявляет ее "иллюзией", связанной с эстетической склонностью к перевоплощению, свойственной каждому человеку. Невозможность доказать существование иного трансцендентного "я" приводит Лапшина к утверждению о том, что, не впадая в ложную метафизику, мы можем предполагать только существование имманентного нашему представлению (миру явлений) единого гносеологического субъекта, в котором плюралистически "соединены" (скоординированы) все индивидуальные сознания.

К числу приверженцев кантианской гносеологии можно отнести Георгия Челпанова (1862-1936), который прославился своей педагогической деятельностью в Киевском и Московском университетах. Его основными трудами были книги "Проблема восприятия пространства" (в 2-х томах) и "Мозг и душа. Критика материализма и очерк современных учений о душе" (1900). В первой из них подробнейшим образом развивается априористическая концепция пространства, во второй дается развернутая критика очень популярных в конце XIX в. материалистических воззрений на природу души и сознания.

Кантовский трансцендентализм оригинально развивал в своих работах Сергей Гессен (1887-1950). В статье "Монизм и плюрализм в систематике понятий" (1928) он пытался совместить кантовское представление о едином априорном истоке понятий и категорий с гегелевской диалектикой, позволяющей оправдать плюрализм в описании системы понятий (распадение этой системы на ряд относительно независимых групп).

Наконец, с определенными оговорками к кантианскому направлению могут быть отнесены Борис Яковенко (1884-1949) и Федор Степун (1884-1965), которые, однако, не оставили крупных философских трудов. Яковенко прославился своими критическими очерками, посвященными различным русским и западным мыслителям, а также несколькими трудами по истории русской философии, изданными на европейских языках. Взгляды Степуна изложены в единственной его чисто философской книге "Жизни и творчество" (1923). В эмиграции он написал известную книгу воспоминаний "Бывшее и несбывшееся" (1956).

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник, Мы - вместилище скверны – и чистый родник. Человек – словно в зеркале мир, - многолик, Он ничтожен – и он же безмерно велик. Омар Хайям ...

Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился духовно-практический способ освоени ...

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...