Непосредственным учеником Введенского и его преемником на посту заведующего кафедрой философии С.-Петербургского университета стал Иван Иванович Лапшин (1870-1952). Главная его работа "Законы мышления и формы познания" (1906) принесла ему сразу и магистерскую, и докторскую степень. В 1910г. Лапшин опубликовал книгу "Проблема чужого я в новейшей философии", где поставил проблему "чужой одушевленности", существования другого "я", которую уже Введенский считал неразрешимой в рамках точного и строгого знания. Свое решение этой проблемы Лапшин дал в статье "Опровержение солипсизма", опубликованной в 1924 г. уже в эмиграции, начавшейся для Лапшина, как и для многих других русских философов, в 1922 г. В том же 1922 г. вышла самая объемная книга Лапшина "Философия изобретения и изобретение в философии". В эмиграции он опубликовал также множество работ по культурологии и истории русского искусства.
Взгляды Лапшина с гораздо большим правом, чем взгляды Введенского, могут быть названы неокантианскими. Подобно другим представителям этого течения (особенно близок он в этом к Г.Когену), Лапшин стремился избавить гносеологический "критицизм" от последних остатков "догматической" метафизики, которые были связаны у Канта с понятием "вещи в себе". В своей работе "Законы мышления и формы познания" Лапшин доказывает, что логические законы являются всецело зависимыми и вторичными по отношению к тем формам познания, которые ориентированы на освоение многообразия явлений. Этот важнейший тезис Лапшин использует для обоснования вывода о том, что "вещи в себе" абсолютно непознаваемы, и бессмысленно даже говорить о том, существуют они или не существуют. Его размышления развивают то, что говорил по этому же поводу Введенский. Обращаясь к закону противоречия, Лапшин утверждает, что его применимость к объектам непосредственно связана с их подчиненностью формам пространства и времени: через эти формы противоречивые качества объекта "разводятся" по разным пространственно-временным элементам и поэтому никогда не сходятся вместе. Это и означает, что сам закон противоречия является следствием универсальности определенных форм познания (более конкретно - форм пространства и времени). При этом, для того чтобы этот вывод имел силу по отношению к любым представлениям субъекта, Лапшин утверждает применимость форм пространства и времени ко всем данным опыта, в том числе и к данным внутреннего опыта (например, к эмоциям).
Итогом этих рассуждений, как и у Введенского, является отрицание возможности какого-либо знания по поводу "вещей в себе", поскольку Лапшин разделяет тезис своего учителя о том, что знание есть только там, где действует закон противоречия. Однако если Введенский все-таки сохраняет метафизику, как сферу действия особой способности сознания, веры, то Лапшин полностью отрицает какую-либо ценность метафизических постулатов; он доходит до того, что называет любые метафизические суждения "мифологией". В его взглядах резко проступает очень редкая для русской идеалистической философии антирелигиозная установка. Лапшин резко противопоставляет философию (истинную "критическую" философию) и религию, отказываясь считать последнюю источником первой и ее вечной спутницей. Наиболее ясно негативное отношение Лапшина ко всякого рода мистическим и религиозным философским концепциям выражено в статье "О мистическом познании и вселенском чувстве", где мистическое и религиозное чувство (чувство единения с Богом) описывается как чисто субъективная эмоция, не имеющая никакого значения за пределами сознания субъекта.
Смотрите также
Трудовые споры
Никто из нас не застрахован от того что завтра он окажется без работы. Или завтра с Вами случиться травма на производстве, а администрация откажется выплачивать компенсацию. Знаете ли Вы как защити ...
Ленин как философ
Когда говорят о марксистской философии в России XX в., то в первую очередь подразумевается
имя В. И. Ленина - основателя большевистской партии и Советского государства, крупнейшего
представителя м ...
И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог,
блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре
его напряженных раздумий всегд ...