5. Г. С. Сковорода: жизнь и учение
История русской философии / Философия в России XVIII в. / Возникновение и развитие светской философии / 5. Г. С. Сковорода: жизнь и учение
Страница 8

В самопознании человек открывает, что его сущность не исчерпывается одной интеллектуалистичной стороной. Существо человека в его сердце, в его воле. Отсюда достаточно критическое отношение Сковороды к отвлеченному, уводящему от самопознания и изменения своего бытийного статуса знанию. " .Мы в посторонних околичностях чересчур любопытны, рачительны и проницательны: измерили море, землю, воздух и небеса и обеспокоили брюхо земное ради металлов, размежевали планеты, доискались в Луне гор, рек и городов, нашли закомплетных миров неисчетное множество, строим непонятные машины, засыпаем бездны, возвращаем и привлекаем стремления водные, что денно новые опыты и дикие изобретения. Боже мой, чего не умеем, чего мы не можем! Но то горе, что при всем том кажется, что чего-то великого недостает". Оторванная от жизни духа наука не имеет смысла. Человек познает не для того, чтобы отвлеченно знать, а для того, чтобы истинно быть, возрастать в истине, изменять привычные параметры своего существования в направлении ее божественной полноты.

Сковорода не имел серьезно философствующих учеников и не создал школы. Однако многие из его идей и образов - прямо или опосредствованно - получили разработку в сочинениях позднейших отечественных мыслителей и писателей (П. Д. Юркевич, Н. В. Гоголь, А. Белый, В. Ф. Эрн, П. А. Флоренский и др.). Ковалинский М. И. Жизнь Григория Сковороды // Сковорода Г. С. Соч.: В 2 т. М., 1973. Т. 2. С. 414. Сковорода Г. С. Соч.: В 2 т. Т. 2. С. 145. Эрн В. Ф. Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение. М., 1912. С. 333. Сковорода Г. С. Соч.: В 2 т., Т. 2, С. 375 Сковорода Г. С. Соч.: В 2 т. Т. 2. С. 151. Сковорода Г. С. Соч., В 2 т. Т. 1. С. 301. Там же. С. 334. Сковорода Г. С. Соч.: В 2 т. Т. 2. С. 303. Там же. Т. 1 С. 439. Там же. Т. 2 С. 61 Эрн В. Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение. С. 253. Сковорода Г. С. Соч.: В 2 т. Т. 1. С. 326 - 327.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Смотрите также

Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...

Две особенности русского марксизма
...

Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную философско-историческую концепцию, р ...