В своем раннем творчестве Шестов главное внимание обращал на непосредственность жизни и на ее источник - "царство Абсурда", царство бесконечных, непредсказуемых возможностей, которое человек открывал в своем экзистенциальном опыте и в котором он находил основу для веры в свое будущее, в свою способность через творческое дерзание преобразить себя самого и свой мир. В поздних своих трудах Шестов над царством Абсурда помещает Бога; человек при этом оказывается как бы "между" царством Абсурда и Богом, в той промежуточной сфере, где человеческая жизнь, личная история каждого из нас "выкристаллизовывается" из всех возможностей Абсурда с помощью мертвящей способности разума. В экзистенциальном опыте отчаяние и ужас "расплавляют" на мгновение необходимость, и мы обнаруживаем подлинную подоснову нашей жизни и нашей судьбы - Абсурд. Но, как полагает теперь Шестов, человек сам не способен справиться с океаном возможностей, открывающихся ему в Абсурде, ему необходимо "движение веры", упование на Бога, на его способность выбрать ту возможность, о которой мечтает человек. Именно Бог выступает всемогущим "хозяином" Абсурда и, значит, всевластным распорядителем судьбы человека.
Смотрите также
Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...
Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница
в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей,
оставшихся в послерев ...
Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям
национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного
развития русской философск ...