В своем раннем творчестве Шестов главное внимание обращал на непосредственность жизни и на ее источник - "царство Абсурда", царство бесконечных, непредсказуемых возможностей, которое человек открывал в своем экзистенциальном опыте и в котором он находил основу для веры в свое будущее, в свою способность через творческое дерзание преобразить себя самого и свой мир. В поздних своих трудах Шестов над царством Абсурда помещает Бога; человек при этом оказывается как бы "между" царством Абсурда и Богом, в той промежуточной сфере, где человеческая жизнь, личная история каждого из нас "выкристаллизовывается" из всех возможностей Абсурда с помощью мертвящей способности разума. В экзистенциальном опыте отчаяние и ужас "расплавляют" на мгновение необходимость, и мы обнаруживаем подлинную подоснову нашей жизни и нашей судьбы - Абсурд. Но, как полагает теперь Шестов, человек сам не способен справиться с океаном возможностей, открывающихся ему в Абсурде, ему необходимо "движение веры", упование на Бога, на его способность выбрать ту возможность, о которой мечтает человек. Именно Бог выступает всемогущим "хозяином" Абсурда и, значит, всевластным распорядителем судьбы человека.
Смотрите также
"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего
ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой)
и религиозного мыслителя. ...
Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение,
то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия
"народническая философия&qu ...
Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение
столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики,
политики, идеологии. Все это при ...