Этика и социальная философия Франка
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Метафизическая система С. Франка / Этика и социальная философия Франка
Страница 4

Отметим, что различие между двумя формами понимания единства людей - через переживание "мы" и через традиционные представления о "народной душе", "объективном духе" или коллективном "я" - очень наглядно демонстрирует принципиальное отличие того подхода к человеку и Абсолюту, который с разной степенью последовательности Франк пытался реализовать с помощью своего феноменологического метода, от подхода в рамках традиции "отвлеченных начал". Единство, выражаемое категорией "мы", есть по-настоящему конкретное и первичное единство, укорененное в самой эмпирической личности в форме переживания единства; в то же время в подходе, основанном на указанных традиционных понятиях, единство оказывается вторичным и внешним по отношению к единичной личности (даже если явно, как в философии Гегеля, утверждается его первичность), поскольку сама форма единства получена в результате абстрактного анализа конкретной структуры личности и представляет собой "обобщение" отдельных качеств отдельной личности.

В книге "Духовные основы общества" феноменологический метод анализа проявляется лишь эпизодически, большинство рассуждений Франка основано на наивно-реалистическом понимании человека и его места в мире. Явную непоследовательность он проявляет и в понимании соотношения личности и общества. Несмотря на то что с точки зрения феноменологического подхода категории "мы", "я" и "ты" имеют равную степень "конкретности", конституируются через взаимные отношения и координацию соответствующих элементарных переживаний, Франк вопреки всякой логике в заключение своего анализа нарушает "баланс" этих категорий и формулирует утверждение в духе традиционного рационалистического "универсализма", которому, как мы помним, отдал дань и Вл. Соловьев (см. раздел 6.2). "Общество, - пишет Франк - есть . подлинная целостная реальность, а не производное объединение отдельных индивидов; более того, оно есть единственная реальность, в которой нам конкретно дан человек. Изолированно мыслимый индивид есть лишь абстракция; лишь в соборном бытии, в единстве общества подлинно реально то, что мы называем человеком". Все последующие рассуждения о различии "соборности" и "общественности", как соответственно "внутренней" и "внешней" форм проявления фундаментального и первичного единства личностей, также в значительной степени опирается на эту рационалистическую традицию, причем и здесь Франк фактически просто повторяет то, что Вл. Соловьев говорил о различии двух планов бытия человека - эмпирического и метафизического, божественного и земного.

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также

Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь") развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов, ростом революционного ...

"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию от сторонника "ле ...

Трудовые споры
Никто из нас не застрахован от того что завтра он окажется без работы. Или завтра с Вами случиться травма на производстве, а администрация откажется выплачивать компенсацию. Знаете ли Вы как защити ...