Этика и социальная философия Франка
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Метафизическая система С. Франка / Этика и социальная философия Франка
Страница 3

Главные принципы метафизики Франка достаточно ясно проступают в его подходе к обществу. Онтологический монизм, опирающийся на понятие абсолютного бытия, естественно ведет его к пониманию исторического, эмпирически-временного облика общества как вторичного, подчиненного его сверхисторической и сверхэмпирической сущности. На основании этого Франк решительно отвергает как совершенно ошибочные все попытки понять сущность общества через конкретные эмпирические механизмы его функционирования и через анализ его исторического развития. Общество нельзя объяснить ни через процесс материального производства и связанные с ним отношения собственности (Маркс), ни через стихийно складывающиеся закономерности психического взаимодействия отдельных индивидов (Зиммель), ни через органическую взаимосвязь и единство индивидов, подобное единству органов в живом организме (Спенсер), - его истинная сущность "возвышается" над всеми этими частными проявлениями и обусловливает их, подобно тому как все конечное эмпирическое бытие нашего природного мира обусловлено абсолютным бытием. Точно так же и историческое развитие общества должно пониматься лишь как выявление в эмпирической сфере всего полного содержания сверхисторической сущности общества; в этом случае отношение между историей и возможным ее смыслом Франк интерпретирует аналогично тому, как он интерпретировал в книге "Смысл жизни" отношение между эмпирической жизнью человека и ее абсолютным сверхвременным смыслом.

Рассматривая общественное бытие, Франк обращается к самой острой проблеме, вокруг которой концентрируются почти все споры о природе общества - к проблеме соотношения отдельной личности и духовной цельности общества. Он отмечает, что и "сингуляризм", признающий первичность индивида, и "универсализм", признающий первичность духовного целого, имеют под собой некоторые основания, это означает, что правильное решение проблемы возможно только через синтез этих крайностей, через развертывание определенной диалектики индивидуального и всеобщего. Главной ошибкой всех предшествующих попыток диалектического решения проблемы соотношения личности и общества Франк считает желание понять духовное целое по аналогии с отдельной личностью, как некое всеобщее "я". Особенно наглядно это проявляется в философии Гегеля, которая в остальном дает достаточно правильное описание общественного бытия. "Какая бы реальность, - пишет Франк, - ни была присуща, например, "душе народа", она есть "душа" во всяком случае не в том самом смысле, в каком мы говорим о душе отдельного человека. Здесь . нет единого субъекта сознания; иначе говоря, духовное единство, с которым мы имеем здесь дело, есть не простое, абсолютное единство субъекта, а именно многоединство, единство, сущее и действующее лишь в согласованности и объединенности многих индивидуальных сознаний . можно сказать, что общество, в отличие от единичного одушевленного существа, есть в качестве соборного единства не некое "я", а "мы"; его единство существует, присутствуя и действуя как сознание общности, как идея "мы" в отдельных его членах".

Высказанный здесь принцип может быть адекватно понят лишь в рамках той #34;феноменологической онтологии", которая была построена в "Душе человека". То, что Франк называет теперь идеей мы, на самом деле должно быть названо переживанием мы, принадлежащим исходному, первичному феноменальному полю стихии душевной жизни (зарождение этого представления можно найти еще в статье "Проблема власти"). Все последующие разъяснения Франка только подтверждают эту интерпретацию. Он подчеркивает, что само "я", живое личное самосознание человека невозможно понимать как чистый изолированный субъект познания, в духе классического рационализма Декарта - Канта, ибо в этом случае вообще невозможно решить проблему чужого сознания и объяснить феномен общения. В истории философии практически не было мыслителей, исповедовавших последовательный солипсизм; и это свидетельствует в пользу того, что "знание" о наличии иных "я" является значительно более фундаментальным, чем знание о существовании внешнего мира, оно укоренено в самой структуре живого "я". "Из этого следует, - пишет Франк, - что то, что называется "другим я" и что, точнее, есть для меня "ты" (ибо в строгом смысле слова "я" действительно существует в единственном числе и неповторимо если оставить в стороне жуткую идею "двойника") - должно быть не извне "дано" мне, быть для меня не "объектом", на который наталкивается и который извне "воспринимает" мое сознание, а первичным и исконным образом, "изнутри" присуще мне . не два независимых и самодовлеющих существа здесь извне встречаются и становятся друг для друга "я" и "ты"; их встреча есть, напротив, лишь пробуждение в них обоих некого исходного первичного единства, и лишь в силу пробуждения этого единства они могут стать друг для друга "я" и "ты"" . Это исходное единство Франк и обозначает категорией "мы".

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь") развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов, ростом революционного ...

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...

"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию от сторонника "ле ...