Такое представление о бессмертии, о грядущей жизни, о "рае" есть не что иное, как воплощение требования Ивана Карамазова о сохранении всего, что есть в земной жизни, даже слезинки ребенка и злодеяния злодея - об их сохранении и восполнении (но не уничтожении!): восполнении смерти воскресением, страдания наслаждением, преступления наказанием, зла добром.
Таким образом, уже в первых философских трудах Карсавина мы находим парадоксальную концепцию Абсолюта, в которой Абсолют понимается как своего рода восполнение несовершенства, или, более конкретно (учитывая упомянутое выше тождество Адама Кадмона и отдельной личности), - как несовершенная человеческая личность, мистически воспринимающая свое всевременное всеединство (т. е. свое тождество с миром) и устремленная к идеально осознаваемому ею совершенству. В последующих, наиболее известных работах философа (в книгах "Философия истории", "О началах" и "О личности") происходит дальнейшее развитие и уточнение этой оригинальной концепции. Однако наряду с этим в них нарастает и основное противоречие философии Карсавина, не вполне заметное в его ранних сочинениях. Оно связано с постоянным стремлением Карсавина продемонстрировать полное согласие своих взглядов с православной догматикой. Поскольку указанная концепция Абсолюта при ее последовательном развитии не может соответствовать этому стремлению, ему приходится искусственным образом совмещать ее с традиционным представлением об Абсолюте, исключающем несовершенство, пребывающем "выше бытия и небытия" и никоим образом не совпадающем с человеческой личностью. Особенно резко противоречие этих двух подходов к Абсолюту выступает в книге "О началах"; в то же время в двух других книгах определяющую роль все-таки играет обозначенная недогматическая концепция. В конечном счете именно она является самым важным элементом системы идей Карсавина, и именно на ее основе Карсавину удалось построить одну из самых оригинальных метафизических конструкций в философии XX в.
Смотрите также
Исторические типы философии
Философия является рациональной попыткой ответа на предельные
основания мира, природы и человека, стремлением анализировать
действительность, как она представлена в человеческом знании, чтобы увидет ...
Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Характерная черта русской философии - ее связь с литературой ярко проявилась в творчестве
великих художников слова - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И.
Тютчева, И. С. Тургенева и ...
И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог,
блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре
его напряженных раздумий всегд ...