Оправдание несовершенства. История Иисуса Христа
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Философия личности Л. Карсавина / Оправдание несовершенства. История Иисуса Христа
Страница 2

Такое представление о бессмертии, о грядущей жизни, о "рае" есть не что иное, как воплощение требования Ивана Карамазова о сохранении всего, что есть в земной жизни, даже слезинки ребенка и злодеяния злодея - об их сохранении и восполнении (но не уничтожении!): восполнении смерти воскресением, страдания наслаждением, преступления наказанием, зла добром.

Таким образом, уже в первых философских трудах Карсавина мы находим парадоксальную концепцию Абсолюта, в которой Абсолют понимается как своего рода восполнение несовершенства, или, более конкретно (учитывая упомянутое выше тождество Адама Кадмона и отдельной личности), - как несовершенная человеческая личность, мистически воспринимающая свое всевременное всеединство (т. е. свое тождество с миром) и устремленная к идеально осознаваемому ею совершенству. В последующих, наиболее известных работах философа (в книгах "Философия истории", "О началах" и "О личности") происходит дальнейшее развитие и уточнение этой оригинальной концепции. Однако наряду с этим в них нарастает и основное противоречие философии Карсавина, не вполне заметное в его ранних сочинениях. Оно связано с постоянным стремлением Карсавина продемонстрировать полное согласие своих взглядов с православной догматикой. Поскольку указанная концепция Абсолюта при ее последовательном развитии не может соответствовать этому стремлению, ему приходится искусственным образом совмещать ее с традиционным представлением об Абсолюте, исключающем несовершенство, пребывающем "выше бытия и небытия" и никоим образом не совпадающем с человеческой личностью. Особенно резко противоречие этих двух подходов к Абсолюту выступает в книге "О началах"; в то же время в двух других книгах определяющую роль все-таки играет обозначенная недогматическая концепция. В конечном счете именно она является самым важным элементом системы идей Карсавина, и именно на ее основе Карсавину удалось построить одну из самых оригинальных метафизических конструкций в философии XX в.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного развития русской философск ...

Учет и аудит вексельных операций
Ценные бумаги – это и инструмент привлечения средств и объект вложения финансовых ресурсов, а их обращение - сфера таких весьма рентабельных видов деятельности, как брокерская, депозитарная, ...

Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную философско-историческую концепцию, р ...