Диалектика человеческого бытия
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Метафизические и религиозно-этические искания И. Ильина / Диалектика человеческого бытия
Страница 1

Иван Александрович Ильин родился в Москве 14 марта 1883 г. В 1901 г. он поступает на юридический факультет Московского университета и становится одним из самых активных членов научного кружка П. Новгородцева. В 1906 г. Ильин успешно сдает выпускные экзамены и по предложению Е. Трубецкого (который в то время также преподавал на юридическом факультете) остается при университете для подготовки к званию профессора. В 1909 г. Ильин сдает экзамены на звание магистра государственного права и в качестве приват-доцента начинает преподавать в университете и на Высших женских юридических курсах. В 1910-1912 гг. он находится в научной командировке в Германии и Франции и активно общается с известными европейскими философами, в том числе с Э. Гуссерлем. В это время Ильин пишет свои первые историко-философские статьи, посвященные Штирнеру, Шлейермахеру, Фихте, Гегелю, а также создает большой "социально-психологический опыт" "О любезности". Одновременно вызревает замысел его магистерской диссертации, посвященной философии Гегеля. Итогом работы Ильина стал капитальный двухтомный труд "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека", опубликованный весной 1918 г.; в результате состоявшейся тогда же защиты Ильину были присуждены сразу две степени - магистерская и докторская.

Февральскую революцию 1917 г. Ильин приветствовал как начало построения в России правового государства; особенно большие надежды он возлагал на созыв Учредительного собрания (позже, в эмиграции, он резко изменил свое отношение к Февральской революции, и именно ее стал рассматривать как начало гибели России). Октябрьскую революцию Ильин воспринял как национальную катастрофу и сразу же включился в активную антибольшевистскую деятельность, в результате чего несколько раз подвергался аресту; последний арест в сентябре 1922 г. закончился судебным решением о высылке Ильина за пределы РСФСР.

С 1922 г. Ильин проживает в Берлине, где подобно другим русским эмигрантам работает в Религиозно-философской академии, а затем в Русском научном институте. В этот период Ильин сближается с наиболее радикальным крылом русской эмиграции, настаивавшим на продолжении вооруженной борьбы с большевистским режимом в России. Постепенно он отходит от либеральных воззрений на общество и государство, которые разделял до 1917 г., и становится монархистом, приверженцем принципа внепартийного единения всех здоровых сил России; на этой основе он сближается с П. Струве и в то же время отдаляется от либерального крыла русской эмиграции, лидером которого был Н. Бердяев. Окончательное размежевание происходит после опубликования в 1925 г. книги Ильина "О сопротивлении злу силою", вызвавшей бурную полемику, в ходе которой Ильин был обвинен своими критиками (Н. Бердяев, 3. Гиппиус, В. Чернов и др.) в "большевизме" и отходе от христианских идеалов. В том же 1925 г. выходит в свет книга "Религиозный смысл философии", составленная из трех речей Ильина, две из которых были опубликованы ранее (в 1915 и 1923 гг.). Но главные усилия в 1922-1930 гг. Ильин направляет на политическую и организационную деятельность по сплочению наиболее решительных кругов эмиграции на борьбу с большевизмом. За ним по праву закрепляется титул главного идеолога белой эмиграции ("белого дела"); особую известность в связи с этим получила его статья "Белая идея", опубликованная в 1926 г. в Берлине.

Только в начале 30-х годов Ильин вновь больше времени уделяет чисто философскому творчеству. В 1937 г. выходит в свет его книга "Путь духовного обновления". В 1938 г. в Берлине была издана по-немецки (Ильин в совершенстве знал немецкий язык, так как по матери его предки были выходцами из Германии) книга "Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий". Она стала первой частью задуманной Ильиным трилогии; вторая и третья ее части "Замирающее сердце. Книга тихих созерцаний" и "Вглядываясь в даль. Книга размышлений и упований" были изданы также по-немецки в 1943 и 1945 гг. Ильин предполагал опубликовать их и по-русски, но успел подготовить только вторую часть, которая под названием "Поющее сердце. Книга тихих созерцаний" была издана его вдовой в 1958 г. После прихода к власти в Германии национал-социалистов во главе с Гитлером условия жизни для Ильина стали сложными (в связи с его отказом следовать в преподавании инструкциям новых властей), в 1938 г. он был вынужден уехать в Швейцарию, где и проживал в пригороде Цюриха до самой своей смерти. В последние годы жизни Ильин работал над книгой "Аксиомы религиозного опыта" (в 2-х томах), которая была издана в Париже в 1953 г. и подвела итог его творчества. Уже после его смерти были опубликованы книги "Путь к очевидности" (1958) и "О сущности правосознания" (1956). В 40-50-е годы Ильин по-прежнему много времени уделял анализу процессов, происходящих в Европе и России, осмыслению трагического исторического опыта России, критике большевизма, коммунизма и либерализма. Небольшие популярные статьи на эту тему составили двухтомный сборник "Наши задачи", изданный Русским общевоинским союзом в Париже в 1956 г. Умер Ильин 21 декабря 1954 г.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...

Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...

Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики, политики, идеологии. Все это при ...