Начало русского марксизма как общественно-политического и философского течения относится к 90-м годам XIX в., когда в эмиграции бывшими народниками была создана организация "Освобождение труда", превратившаяся затем в социал-демократическую партию. Основателем и первым лидером новой организации был Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918). Увлекшись в ранней молодости идеями народничества и став членом революционных партий "Земля и воля" и "Черный передел", он в дальнейшем выступил против террора, который активно применяли в своей деятельности эти партии. Это и привело его к разрыву с революционным народничеством и созданию партии на основе экономического и политического учения Маркса. Вместе с П. Струве (см. раздел 12.1) Плеханов выступил виднейшим теоретиком марксизма в России. Его основными работами были книги "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" (1895), "Основные вопросы марксизма" (1907), "Materialismus militans" (1908-1910), "История русской общественной мысли" (1914). После размежевания большевиков и меньшевиков в социал-демократической партии (произошедшем на съезде в Лондоне в 1903 г.) и укрепления лидерства Ленина Плеханов занял особую позицию, вне этого размежевания, и постоянно критиковал Ленина за чрезмерную беспринципность в политических вопросах.
В своем восприятии теории Маркса Плеханов особое внимание обращал на два момента. Во-первых, он требовал более глубокого соединения материализма и диалектического метода и на этой основе развивал Марксову критику механистического материализма XVIII в. Во-вторых, Плеханов настаивал на необходимости последовательно проводить монистический принцип в материализме, то есть выводить все законы природы, общества и культуры из представления об универсальной материальной субстанции, лежащей в основе всех явлений. В качестве образца монистического мировоззрения Плеханов рассматривал философию Спинозы.
Достаточно широкую известность (в немалой степени благодаря резкой критике Ленина) приобрела гносеология Плеханова, в которой он парадоксально соединял материалистическую онтологию и гносеологические идеи Канта. Согласно Плеханову, материальные объекты недоступны нам в своей собственной форме; на уровне чувственного восприятия, с которого начинается любое познание, мы воспринимаем только действия вещей на нас, то есть отношения между ними и органами чувств, а не сами вещи. В этом смысле все чувственные восприятия являются только символами, иероглифами реальных вещей, непохожими на них самих.
В целом Плеханов в своих философских сочинениях не выдвинул никаких особенно оригинальных идей, и их значение ограничивалось в основном разъяснением и пропагандой марксизма. Особо нужно отметить, что Плеханов полностью разделял мнение Маркса о том, что коммунистическая революция может совершиться только в самых развитых капиталистических странах и должна иметь всемирный масштаб. На этом основании он отвергал возможность революции в России и резко критиковал Ленина и других большевиков за их веру в победу революции в "самом слабом звене" мирового капитализма.
Значительно больше новшеств внес в философию марксизма Александр Александрович Богданов (Малиновский) (1873-1928). Обладая достаточно глубоким философским мышлением, Богданов был неудовлетворен традиционной марксистской гносеологией, сводившейся к банальной "теории отражения" и мало чем отличавшейся от наивной гносеологии французских материалистов XVIII в., и попытался соединить материализм с новейшими западными философскими течениями. Особенно большое внимание Богданов уделял эмпириокритицизму Э. Маха и Р. Авенариуса. Под их влиянием он написал книгу "Эмпириомонизм" (1906), в которой теория познания эмпириокритицизма была модифицирована в соответствии с материалистическим принципом монизма. На основе этого принципа Богданов отверг характерное для Маха и Авенариуса резкое разделение психических и физических элементов опыта. Он рассматривал познание как универсальную форму приспособления человека (человечества) к окружающей среде, причем психические элементы определял в качестве форм индивидуального приспособления (индивидуальной организации опыта), а физические - в качестве форм социального приспособления. Наиболее существенное расхождение между Богдановым и правоверными марксистами-ленинцами было связано с тем, что он отвергал идею абсолютной истины как некоего "вечного" знания, не изменяющегося с ходом истории. Богданов склонялся к гносеологическому релятивизму, утверждая, что понятие истины в конечном счете сводимо к понятию социальной значимости и социальной пользы и поэтому меняется с течением истории.
Смотрите также
Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение
столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики,
политики, идеологии. Все это при ...
И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог,
блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре
его напряженных раздумий всегд ...
Глобализационные процессы в современном мире
Автор полагает, что тема данного исследования
актуальна, так как, во-первых, связана с новым направлением в философской науке
– философии глобальных проблем, во-вторых отражает противоречиво ...