Философия древности
Основы современной философии / Исторические типы философии / Философия древности
Страница 3

Становление систематического сельхозпроизводства и развитие техники резко изменили порядок и ритм природы и рода, привели к дистанцированию человека от сакрально-мифологического бытия природно-родового организма, а затем и к кризису родового мировоззрения. Из непосредственно-телесно-идеально-духовного характера оно преобразуется в обобщающие понятия-образы, выражающие диалектику тождества и различия духовно-телесного макро-и микрокосма. Синтез мировоззренческих смыслов родо-природного бытия вырабатывается в категориях духовных и телесных предков. При этом смысл снимается с тела природы и становится объектом индивидуализированного философствования, переносится на почву личного духовного опыта и понимается как сущность, отраженная в слове и имени. Само слово, как образ-понятие, направлено на поиски «бесконечной» основы самотворчества, хотя мыслящий дух и ограничен телами космоса и человека, на которых мудрец и объективирует смыслы возможного тождества макро- и микрокосмоса. Все эти условия выполняются в Упанишадах, демонстрирующих переход от мифологического к философскому мировоззрению. Господствующее место в Упанишадах занимает новое истолкование явлений мира, согласно которому первоосновой бытия выступает безличное субстанциальное начало всего сущего — Брахман, отождествляемое также с духовной сущностью каждого индивида Атманом. Оба они отождествляются с человеческим «я». Следовательно, в своих высших духовных проявлениях он становится и богом, и космосом.

В эпический период философия в Индии превращается в особую область знания, о чем пишет «Артхашастра» (III в. до н. э.), называя ее рационально-логическим знанием, в отличие от религиозных ведических текстов. Источники эпического периода: поэма Махабхарата, Рамаяна, свод законов Ману. Согласно Бхагавадгите (шестой книге Махабхараты), «Гита» — йога-шастра — этический трактат, где йога — волевое усилие, метод воспитания интеллекта, основанный на познании духа. Согласно «Гите», вещи постоянно находятся в процессе становления. Устойчивым бытием обладает лишь Брахман. В сознании человека заложено нечто постоянное, т. е. каждое «я» причастно вечному духу.

Кризис родовой идеологии определил начало классического периода индийской философии, связанного с творческой реконструкцией сакрально-мифологических элементов родового мировосприятия, выступающих предельными основаниями всей последующей культуры Древней Индии. Многообразие философских школ этого периода обычно классифицируется относительно Вед: неортодоксальные, отвергающие авторитет Вед (чарвака, джайнская, буддийская), и ортодоксальные, основанные непосредственно на текстах Вед (связанная с ритуальной стороной — миманса, придающая особое значение спекулятивной стороне Вед — веданта). Возникли школы, образованные на независимых основаниях: санкхья, йога, ньяя, вайшешика.

Неортодоксальные школы индийской философии при несомненной отрицательной позиции относительно основной догматики ранних Вед сохраняли преемственность и связь с Упанишадами. Выдающаяся религиозно-философская традиция Древней Индии — буддизм, которую основал Сиддхартха Гаутама, Будда, «просветленный» в VI в. до н. э. в своих идеях первенства небытия над бытием, иллюзорности человеческого существования, достижения блаженства путем отказа от желаний и чувственных прав и др., — содержалась в некоторых Упанишадах, как и нравственные идеи буддизма о сдержанном отношении к кастам. Менее видимы связи джайнизма с Упанишадами, хотя дуализм материального и духовного, одушевленность мира, душа которого распадается на множество частиц, облекались в материальную субстанцию. В то же время далеки от Упанишад: отрицание роли традиционных богов, осуждение ритуала жертвоприношения, «либеральное» отношение к женщине.

Буддизм отрицает бессмертие души и ее существование. Душа, как и тело, — следствие взаимодействия постоянно изменчивых элементов бытия — дхарм. Жизнь — бесконечно волнующийся океан, а факты духовно-материального существования человека не имеют оснований. «Срединный путь» Будды основан на «четырех благородных истинах»: все проникнуто страданием; есть причина человеческих страданий — жажда бытия и желание индивидуального счастья; их можно прекратить в настоящей жизни посредством воли; есть путь избавления от страданий, ведущий к нирване (покой, преодоление перерождений). Восьмеричный путь Будды (его этапы — правильные вера, решимость, речь, поведение, образ жизни, усилие, направление мысли, сосредоточение) включал целостный образ жизни, основанный на единстве знания, добродетельности и поведения и завершаемый нравственным очищением человека в свете истины. Оно заключается в охране всего живого, непричинении зла, уважении чужой собственности, целомудренности, правдивости, воздержанности в еде и питье, отрицании светских удовольствий и развлечений, украшений, жизни в добровольной бедности, освобождении от всего, что приносит боль. Так и достигается состояние нирваны как полной невозмутимости, свободы от внешнего мира и мыслей о нем.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...

Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей, которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком с предшествующей историей мышлен ...

Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного развития русской философск ...