3. Социально-философские основы идей декабризма
История русской философии / Философские взгляды теоретиков основных идейных течений в России XIX в. / Развитие философских представлений в первой трети XIX в. Обоснование идей консерватизма и радикализма / 3. Социально-философские основы идей декабризма
Страница 1

Первые годы царствования Александра I, охарактеризованные А. С. Пушкиным как "дней Александровых прекрасное начало", ознаменовались подъемом светского и духовного просвещения в России. После принятия университетского устава 1804 г. складываются условия для расширения преподавания философских предметов, в том числе в новых университетах. Объявленное Александром при вступлении на престол обещание править "по законам и по сердцу . Бабки нашей, Государыни Императрицы Екатерины" было встречено в России с энтузиазмом.

Г. В. Флоровский характеризует эту эпоху как "высшую точку русского западничества". "Екатерининская эпоха, - замечает он, - кажется совсем примитивной по сравнению с этим торжествующим ликом александровского времени, когда и самая душа точно отходит в принадлежность Европе".

Движение "русской души" в Европу было обусловлено не только стремлением к познанию получивших в ней распространение философских идей, но и желанием использовать эти идеи во благо России. В начале XIX в. сформировалась плеяда прогрессивно настроенных мыслителей, стремившихся к общественному процветанию, формированию гражданского сознания. Их проповедь была направлена на доказательство необходимости правления на основе законов (В. В. Попугаев. "О благополучии народных дел", 1801-1802); на разъяснение основных принципов конституционной формы правления (В. В. Попугаев. "О политическом просвещении вообще", 1804); на объяснение важности просвещения всех сословий (И. П. Пнин. "Опыт о просвещении относительно к России", 1804); на отыскание ненасильственных способов разрешения крестьянского вопроса (А. С. Кайсаров. "Об освобождении крепостных в России", 1806). В этих работах, а также в произведениях Ф. В. Кречетова, В. Ф. Малиновского, А. С. Лубкина, П. А. Словцова, В. В. Пассека, А. П. Куницына были сформулированы философские и социальные идеи, непосредственно предшествовавшие декабризму, хотя их оппозиционность по отношению к абсолютизму и крепостному праву носила мирный характер и не принимала какие-либо "организационные формы", направленные против существующего режима политической власти. Особое значение для формирования мировоззрения будущих участников декабристского движения имели лекции А. П. Куницына, профессора Царскосельского лицея, а также его книга "Право естественное" (ч. 1-2, 1818-1820). Декабристы были знакомы с идеями А. Н. Радищева, которые наряду с вольнолюбивыми стихами А. С. Пушкина воспринимались ими как яркое проявление национального самосознания.

Многочисленная литература, посвященная декабристам, среди главных западных влияний, испытанных ими, выделяет, как правило, события французской, а также американской революций. Однако это верно лишь до определенной степени. Декабристы стремились ориентироваться прежде всего на более современный им опыт революционных событий начала XIX в. в Греции, Испании, Италии, Португалии и других странах, опыт периода наполеоновских войн и последующей эпохи.

Примечательно, что первый из дошедших до нас уставов декабристских обществ - устав "Союза благоденствия" (1818) был составлен по образцу немецкого тайного общества "Tugendbund" ("Союз добродетели"), созданного с целью пробуждения национального сознания в Пруссии, завоеванной Наполеоном. Об этом свидетельствовали сами декабристы. Привлекает внимание мирный, умеренный, просветительский характер этого документа, что объясняет многое в происхождении движения декабристов. Первый декабристский союз проповедовал поначалу не политические, а культурные, религиозные и нравственные цели и имел в виду, в частности, разработку своего рода "национальной идеи", которая сцементировала бы все слои российского общества. Устав объявляет, что "Союз не взирает на различие состояний и сословий: все те из российских граждан, дворяне, духовные, купцы, мещане и вольные люди, кои соответствуют вышеозначенному, исповедуют христианскую веру и имеют не менее 18-ти лет от роду, приемлются в Союз благоденствия". Многое из заимствований у "Тугендбунда" имело, конечно, самый общий, морализирующий характер, например пункт указывающий на то, что "распространение правил нравственности и добродетели есть самая цель Союза". Этот устав, называвшийся "Зеленая книга", декларировал приверженность членов Союза христианским ценностям, среди которых на первое место ставил "человеколюбие". В качестве особой добродетели выделяется обязательное служение на "благо отечества". Специальный параграф устава поощрял создание "вольных обществ", которые были бы нацелены на "охоту к взаимному сообщению полезных мыслей, познание гражданских обязанностей и любовь к отечеству".

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог, блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре его напряженных раздумий всегд ...

Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь") развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов, ростом революционного ...

Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...