Сущность антропологического детерминизма
Основы современной философии / Общественная жизнь как цивилизационный процесс / Сущность антропологического детерминизма
Страница 1

Детерминизм как учение о закономерностях и причинно-следственных связях в развитии материальных и духовных процессов и явлений определяет различные уровни и типы их взаимодействия. Исторически высшей формой движения материального мира является общество, а социальный детерминизм занимает особое место в концепции детерминации. Обладая общими характеристиками закономерной и причинно-следственной зависимости, он определяется также и особыми специфическими чертами, относящимися к диалектике общественных процессов. Главной особенностью социального детерминизма является то, что он изучает проблемы взаимодействия и развития процессов и явлений материального мира в связи, с включенностью в него человека, взаимообусловленностью материального и идеального. Основным его содержанием является изучение человека и мира человека.

В системе социального детерминизма человек в развитии общества и взаимодействии с окружающим миром выступает не как соотносимый с материальными процессами пассивный элемент, а как включенный в него активный субъект познания и деятельности. Человек преобразует окружающий мир в зависимости от уровня сознания и различных технико-технологических средств, а характер и масштабы этого воздействия определяются содержанием духовной культуры, которая в условиях информационной цивилизации становится решающим фактором общественного прогресса.

В этой связи антропологический детерминизм приобретает особое значение, являясь важной составной частью детерминизма социального. Он рассматривает деятельность человека в связи с такими его определяющими признаками как наличие разума, воли, интеллекта, культуры, нравственности, свободы выбора, трудовой деятельности. В обосновании этих признаков и их значения в воспроизводстве социальных процессов антропологический детерминизм опирается как на данные естественных и технических наук (антропный принцип, синергетику, теорию искусственного интеллекта и др.), так и на результаты исследований в области социального (экономические и другие науки) и особенно гуманитарного знания (истории, психологии, этики, логики и др.). Данные науки позволяют сделать вывод, что появление и деятельность разумных существ в космосе не являются случайностью, а обусловлены и лимитированы объективными законами Вселенной. С позиций современных естественных и технических наук человек рассматривается как мощный природный фактор космического масштаба. Из наблюдателя могучих природных стихий он в ходе истории, используя разум, превращается в укротителя этих сил. Познавая мир и постоянно усиливая свое могущество по отношению к нему, человек распространяет законы развития общества на естественные законы эволюции Вселенной. Компьютерная революция, создание искусственного интеллекта постоянно расширяют масштабы такого воздействия.

Антропологический детерминизм получает в настоящее время новое содержание и в результате характера взаимодействия человека с обществом. И здесь в ходе исторического развития человечества соотношение в общем балансе сил человека и общества меняется в сторону человека. Исходным пунктом гуманитарного познания все в большей степени становится разумная деятельность человека, выступающая как первичная субстанция по от ношению к социально экономическим процессам и науке. Закономерностью развития человека и общества все в большей степени становится опережающее развитие научных знаний и духовной культуры по отношению к другим сферам общественной жизни. Возрастает значение управления социальными процессами, которое определяется как необходимое и решающее условие устойчивого развития общества. На этапе постиндустриального общества антропологический детерминизм характеризуется возрастающими объемами сознания и интеллекта, расширением масштабов разумной деятельности человека, научный анализ которых предполагает использование информационных методов изучения социальных процессов, применение моделирования и компьютерных технологий на основе создания базы и банков данных, информационное программирование и другие современные методы познания. Особую интегрирующую роль при этом играет философия, которая формирует теоретический фундамент модели современного общества. Опираясь на данные информационных методов исследования социальной жизни, философия впервые становится особой экспериментальной наукой, главным соучастником принятия решений в управлении общественными процессами.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную философско-историческую концепцию, р ...

Система теокосмического всеединства С. Л. Франка
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - видный представитель философии всеединства, одного из самобытных течений русской философской мысли, основы которого были заложены В. С. Соловьевым. Созданная и ...

"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию от сторонника "ле ...