Коллективность как форма совместимости человеческого бытия
Основы современной философии / Философские проблемы личности / Коллективность как форма совместимости человеческого бытия
Страница 2

Коллективные формы жизни позволяют личности усвоить социальные нормы и правила, понять свое место в общественной иерархии, осуществлять социальные и межличностные коммуникации, реализовать свою индивидуальность. Психологически коллективность реализуется в чувстве «Мы», которое существует в любой общности. Но для конкретной личности сила его по отношению к прямым или косвенным формам коллективности различна. Во время Великой Отечественной войны чувство «Мы —советские люди » было сильнее чувства национальной общности. Коллективность как форма жизни и есть то пространство коммуникации, в котором развивается отдельный человек. Коллективность существует объективно в виде системы взаимосвязанных социальных групп и отношений. Она существует и в форме идеально-объективного бытия — в знаках общности: государственный флаг, футболка с символикой университета, тайный язык в группе подростков . Коллективность актуализируется в чувстве «мы». Поэтому каждая личность выбирает для себя способы и стили жизни в коллективе.

Для индивидуализма как поведенческой и мировоззренческой позиции существуют как объективные, так и субъективные причины. Во-первых, в любом обществе есть маргинальные группы или маргинальные личности, связь которых с основными группами ослаблена. Такими всегда были выходцы из деревни, приезжающие в крупные города, или беженцы, или люди представляющие собой национальное меньшинство. Их индивидуализм подкреплен социально-экономическими причинами, общество «выталкивает» их из господствующих форм коллективности, поэтому изоляция или замкнутость в ограниченной коммуникации является единственной возможностью сохранения. Во-вторых, индивидуализм может порождаться социально-экономическим и политическим порядком. Неофрейдисты не случайно пишут, что соперничество, которое является неистребимым элементом современной культуры, порождает невротическое общество и невротическую личность, смыслом жизни которой является победа над соперником и достижение конкретного индивидуального успеха. В-третьих, индивидуализм может быть субъективно выбранной жизненной позицией. При всех вариантах индивидуализм, имея негативное содержание, вторичен по отношению к коллективности и выступает только формой жизни в ней.

Современное общество создает новые формы коллективности с помощью все новых способов коммуникации на основе обновляющихся социально-политических, научных, эстетических и других интересов. Косвенные формы коммуникаций, исключающие прямые человеческие контакты, усиливают значение коллективных инструментариев общения — языка, техники, искусства. Угроза войны или экологической катастрофы требуют создания систем коллективной безопасности. Перед лицом унифицированной рекламы, массовой культуры, стандартных жизненных практик личность определяет себя в значимых малых группах, вырабатывая субкультуру поколений, сохраняя национальные традиции или выдвигая задачу спасения умирающих языков. Коллективность выступает способом интеграции личности в общество, и ее формы от семьи до мировой цивилизации и человечества оказываются сегментами динамической социальной реальности, в которой ищет себя человек.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей, которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком с предшествующей историей мышлен ...

Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства, то основным содержанием эпохи ...

Глобальные проблемы современности
...