Техника и технология в социальном измерении
Основы современной философии / Роль техники и технологии в социальном воспроизводстве / Техника и технология в социальном измерении
Страница 3

С этих позиций решение любых проблем, устранение социально-экономических и политических различий, построение общества всеобщего благоденствия, равенства и справедливости достигается за счет качественного преобразования всех видов человеческой деятельности на основе новейших знаний, технологии, техники, выступающих движущей силой превращения индустриального общества в постиндустриальное. Д. Белл, например, в своей наиболее известной книге «Становление постиндустриального общества» заявляет, что наука, новейшие средства производства растворяют в себе все социальные отличия, что постиндустриальная цивилизация открывает новое измерение социальной жизни, равное для всех и поглощающее любые противоположности общественных систем.* Наибольшее распространение идеи «технологического детерминизма» получили в концепциях стадий роста (У. Ростоу), индустриального общества (Р. Арон), постиндустриального общества (Д. Белл), нового индустриального общества (Дж. Гелбрейт), технотронного общества (З. Бжезинский) и др. Эти же идеи положены в основу многих техницистских футурологических теорий, таких, например, как концепция общества массового потребления.

* См.: Bell D. The Coming of Postindustrial Society. N.-Y., 1973. P. 378.

В действительности, абсолютизация технологических и технических факторов развития невольно превращает человека не столько в демиурга истории, сколько в ее жертву. Нарушение меры. соответствия, равновесия естественного и искусственного в итоге может быть гибель но для человечества. Превращение техники и технологии в универсальную среду обитания ставит человека в положение не хозяина этого технокосма, а в его раба. Общество массового потребления становится обществом массового уничтожения природных богатств, экологического потенциала планеты. Осознание этого уже происходит в массовом сознании, но социальные принципы бытия, основанные на рыночных отношениях и конкуренции, вновь и вновь превращают технику, технологические условия производства в фактор стимулирования все новых потребностей, несовместимых с социально-природной функциональной заданностью человека.

Теоретическое обоснование негативного влияния научно-технического прогресса на развитие современного общества активно заявило о себе еще в конце 60-х - начале 70 х гг. XX в. в докладах членов «Римского клуба» ученых, в работах А. Печчеи, Д. Медоуза и др. По их мнению, нарастающее господство технологической рациональности, превращение ее в форму политической власти, потеря свободы, отчуждение личности, дегуманизация общественных отношений, уничтожение природы толкают человечество к самоуничтожению. Более взвешенные подходы к проблемам научно-технического развития, изменения технических и технологических условий жизни в перспективе человеческой истории были предложены в 80-х гг. О. Тоффлером, Е. Масуда, Дж. Мартином, У. Уайнстейном, А. Кингом и другими социологами. В соответствии с ними развитие техники и технологии рассматривается во взаимосвязи с другими социальными процессами с позиции необходимости преодоления пороков индустриального общества, становления новой информационной цивилизации.

Однако парадокс состоит в том, что в реальной политике и практике общественных изменений сохраняется тенденция потребительского отношения к природе, абсолютизации роли технических средств и технологий в жизни человека. При этом человечество в массе своей отдает себе отчет в том, что оно варварски использует невосстанавливаемые природные ресурсы, загрязняет окружающую среду, нарушает стабильность глобальных экосистем, лишает потомков будущего. Но традиционный консерватизм мышления, присущий человеку, природный эгоизм, нежелание менять сложившийся уклад жизни ограничивают возможности решения назревших проблем. Преобразование технических и технологических условий как социокультурного феномена достижимо лишь коллектив но, в рамках всего человечества. Объединение усилий и получение практических результатов в деле решения этих назревших проблем произойдет лишь тогда, когда личное понимание и отношение к ним каждого человека трансформируется в волю большинства, станет приоритетным политическим фактором развития стран и народов.

Страницы: 1 2 3 

Смотрите также

Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор, создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение (он разработал именно "жиз ...

Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь") развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов, ростом революционного ...

Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Характерная черта русской философии - ее связь с литературой ярко проявилась в творчестве великих художников слова - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И. Тютчева, И. С. Тургенева и ...