Техника и технология в историческом процессе
Основы современной философии / Роль техники и технологии в социальном воспроизводстве / Техника и технология в историческом процессе
Страница 3

Марксистская концепция в этом вопросе не снимает внутреннюю противоречивость развития научно-технического и технологического прогресса. С одной стороны, они рассматриваются в качестве важнейшей объективной движущей силы истории. Превращение науки в непосредственную производительную силу, автоматизация производства, качественное преобразование технологических условий деятельности становятся фактором массовой гуманизации производственных и иных общественных отношений, условием развития личности. С другой стороны, ответственность за все видимые и скрытые пороки научно-технического прогресса возлагается на хищническую и эксплуататорскую сущность социально-экономической и политической системы техногенного буржуазного общества. Высвобождение созидательных сил науки, техники и технологии, снятие всех форм социального отчуждения связывается с уничтожением капиталистических общественных отношений, созданием общества справедливости и равенства.

Многообразие суждений по этому вопросу не должно заслонять главного. Действительно, по своему историческому содержанию техника и технология безусловно прогрессивны. Это важнейшее звено в структуре социокультурных факторов истории. Оно замкнуто на человека, определяет исходные начала его познавательной деятельности как единственного условия овладения универсальной технологией природы и способа применения полученных знаний в виде творческой конструирующей деятельности. Техника и технология уникальны в истории и по признаку универсальности. Все великие технические изобретения лишь до поры скрыты от глаз современников и потомков. Заложенные в них знания, идеи не снашиваются во времени, не теряют своей актуальности и рано или поздно становятся достоянием всего человечества. Техника и ее использование служит в истории важным причинным фактором формирования социальной среды, доминирующего типа общественных отношений, политической организации. В этом смысле техника и технология реально выполняют роль локомотива истории, ее гуманизации.

Однако всякие попытки идеологической интерпретации гуманистических начал науки, техники, технологии в историческом процессе лишены смысла. Опыт становления человеческой цивилизации свидетельствует, что утилитарный, эгоистический подход всегда лежал в основе научного поиска, изобретений, организации и технического оснащения производства, накопления общественного богатства, использования технологических новаций. При этом субъектом данных видов деятельности может выступать и личность, и сословие, и государство, равно как и любой другой участник исторического процесса. В этой тенденции проявляются естественные, природные начала самого человека. В конечном счете множество реализованных индивидуальных, групповых, сословных, государственных интересов становится пользой для всех, общественным достоянием. Поэтому авторитарные, тоталитарные или демократические формы государственно-политического устройства, откровенно хищнические или социально ориентированные общественные системы создают лишь различные возможности для проявления заложенных в технике и технологии созидательных сил.

Но при любом общественном строе проявление отчуждения, несправедливости, эксплуатации в той или иной степени становится неизбежным злом. Отличие состоит лишь в мере общественного осознания и преодоления этих явлений. Человечество инерционно идет по пути антигуманного использования технических достижений, создавая оружие массового уничтожения, применяя его для развязывания войн, колониальных захватов. Оно активно использует свой технический и технологический потенциал для осуществления проектов, разрушающих природный баланс экосистем. Эти и многие другие примеры деструктивной деятельности человека обнаруживают себя как историческая тенденция, корни которой заложены в нем самом.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник, Мы - вместилище скверны – и чистый родник. Человек – словно в зеркале мир, - многолик, Он ничтожен – и он же безмерно велик. Омар Хайям ...

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...

Диалектика сознательного и бессознательного
...