Личность и политика
Основы современной философии / Политическая жизнь общества / Личность и политика
Страница 1

Сущность и содержание политической жизни зависят не только от взаимодействия гражданского и политического общества, но и от характера взаимоотношений между личностью и политикой. В политике выделяются три основных аспекта. Она рассматривается как: специфическая форма теоретической и практической деятельности классов, наций, социальных групп, партий и индивидов, направленной на завоевание, использование и удержание политической власти; деятельность социальных групп и индивидов по осознанию и представлению на уровне общества своих коллективных и корпоративных интересов и решений; участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства. Различие подходов к пониманию политики определяется как сложной внутренней структурой политики, так и многообразием ее функций, к числу которых относятся: организационная, коммуникативная, мобилизационная, интегративная, управленческая, социально-экономическая, культурно-воспитательная и др. Степень демократизации политической жизни общества дает возможность судить о гуманистической направленности политики и ее человеческом измерении, и наоборот, усиление тоталитарных тенденций служит убедительным доказательством ее антигуманистического характера.

При всей сложности взаимоотношений между личностью и политикой в них отчетливо выделяются две основные внешне противоречивые, но внутренне связанные между собой тенденции: повышение интереса к политике со стороны широких слоев населения и падение доверия к ее официальным представителям. Если иметь в виду первую тенденцию, то она находит свое выражение в многообразии демократических форм участия индивидов в политике. В числе этих форм особенно выделяются такие, как участие: в управлении государством; создании, реализации и охране законов, в судопроизводстве; в выборах, избирательных и иных кампаниях; в деятельности политических партий и общественных организаций; в формировании общественного мнения; в деятельности органов местного самоуправления и др. Различаются также индивидуальное и коллективное, добровольное и принудительное, активное и пассивное, традиционное и альтернативное, революционное и охранительное политическое участие.

Конкретные формы и уровень политического участия в том или ином обществе зависят от многих факторов: особенностей политического режима, политических традиций и культуры; стабильности политических институтов и четкого разделения функций между ними; расстановки социально-классовых и групповых сил; культурно-образовательного уровня, материального положения, а также половозрастных, нравственных и религиозных особенностей индивидов. Увеличение доли свободного времени и повышение культурно-образовательного уровня населения в современных индустриально-развитых странах усилили стремление масс к политическому участию. Непосредственным результатом этого явилась возросшая потребность населения в гражданской активности. Свидетельством тому является местное, в том числе общинное, самоуправление, пустившее глубокие корни в ряде развитых стран, и, прежде всего, в США.

Что касается второй тенденции — падения доверия к официальным, представителям политики, — то она на ходит свое выражение либо в форме неучастия в осуществлении этой политики, либо в форме ее неприятия и радикальной критики. Речь в данном случае идет не о политике «национального самосознания» и не об «общинной политике», а о политике как профессиональной деятельности, которая протекает по согласованным правилам и преследует соответствующие групповые интересы. В ней участвуют коалиции из различных групп, разгораются невероятные страсти, а посредничество осуществляется профессиональными политиками. Значительное число населения отвергает эту политику, ибо видит в ней больше дурного, чем здорового. Такого рода политика для рядовых индивидов не совсем приличное дело, чтобы избирать ее своей профессией. Именно в этом смысле о политике говорят как о «помойке», копаться в которой может далеко не каждый человек.

Падению доверия к современной политике способствуют следующие факторы: 1) ложь и дезинформация общественного мнения со стороны представителей официальных властей; 2) коррупция, получившая широкое распространение в различных структурах политической власти; 3) отход от тех обещаний и программ, с которыми претенденты на политическую и государственную власть выступали в период избирательных кампаний; 4) девальвация основных политических ценностей и идеалов, которая особенно четко проявляется там, где эти ценности и идеалы извращаются политическими лидерами и не подкрепляются соответствующими экономическими и социально-политическими преобразованиями.

В целях повышения престижа политики в глазах населения и предотвращения падения доверия к ее официальным представителям современные власти широко используют различные формы ее теоретического и идеологического обоснования. Речь идет, прежде всего, о нравственном, религиозном и социально-психологическом обосновании политики. Его смысл состоит в том, чтобы создать идейную и методологическую базу для эффективной адаптации гражданского поведения личности к современной политике, а также разработать практические рекомендации по использованию нравственных, религиозных и социально-психологических рычагов политического воздействия на личность.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию от сторонника "ле ...

Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства, то основным содержанием эпохи ...

Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение, то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия "народническая философия&qu ...