Гуманизм (лат. humanus — человечный) — философский и этико-социологический принцип отношения к человеку как высшей ценности. Являясь составной частью идеологии и мировоззрения личности и общества, он имеет конкретно-историческое содержание в зависимости от характера общественных отношений и уровня социального развития. Как духовно-культурное явление гуманизм составляет главное содержание цивилизационного процесса, в ходе которого он проявляется в многообразных свойствах: как этическая норма, социальный идеал, духовная ценность, свобода воли, взаимопомощь и сотрудничество, уважение к правам и достоинству личности, равенство и равноправие, справедливость, защита от зла и насилия и др. Отношение к человеку, обладание им правами и свободами, уровень духовности и содержание духовных ценностей всегда являлись основным показателем степени цивилизованности общества.
Каждый тип цивилизации отличался от предыдущего определенным набором представлений о гуманизме, располагая соответствующими средствами и механизмами реализации гуманных отношений в социальной жизни. Его зачатки, связанные с понятиями равенства, справедливости, чести, достоинства и другими, начали формироваться уже в первобытном обществе. Но в тот период времени они существовали в виде отдельных элементов и не представляли сколько-нибудь обобщенных гуманистических установок. К тому же зачатки гуманных отношений, утверждаясь в рамках родовой общины, не распространялись за ее пределы. Но именно они послужили основой представлений о человеке и его отношении к другим людям, которые затем возникли в условиях рабовладельческого общества и от которых берет начало развитие цивилизации.
В Древнем обществе — Индии, Египте, Китае, Греции, Риме — возникают различные формы духовной культуры, развивающиеся на профессиональной основе, в философии разрабатываются учения о человеке и его духовных качествах, что и явилось главным содержанием гуманистической идеологии и цивилизационного процесса. Уже тогда на основе мировоззренческого космоцентризма человек рассматривался как органическая, но в то же время высшая, часть необъятного Космоса. И хотя представления о гуманизме не распространялись на рабов и завоеванные народы, составлявшие подавляющее большинство населения рабовладельческого общества, философские и этические концепции о духовности человека, таких его качествах как разум, рассудительность, мужество, добродетель, стремление к счастью и другие закладывали основу гуманистического учения. В период перехода в нашу эру был сформулирован тезис: «Человек для Человека — существо священное» (Сенека). Передовые мыслители Древнего общества утверждали, что любой человек, независимо от его социального положения, определяется духовными качествами и заслуживает уважения.
В период Средневековья гуманистические взгляды разрабатывались в рамках религиозных учений, которые проповедовали равенство людей в искуплении своих грехов перед богом, а воздаяние за их добродетели переносили в мир иной. Религия учила о необходимости всеобщей любви человека к человеку, даже если речь идет о его личных врагах, социальных и классовых угнетателях, завоевателях и т. д. Религия требовала примирения с действительностью, какой бы жестокой и бесчеловечной она ни была, учила смирению и покорности во имя спасения души и райской жизни на том свете. Это учение устраивало господствующие классы и служило утешением трудящимся массам. Утверждая среди людей вечные, раз и навсегда установленные богом предписания, религиозный гуманизм являлся абстрактным и ханжеским. Не случайно на протяжении всей истории средневековья имели место постоянные выступления народных масс, крепостного крестьянства против феодального бесправия и угнетения.
Смотрите также
Учет и аудит вексельных операций
Ценные бумаги – это и инструмент привлечения средств и объект вложения финансовых ресурсов, а их обращение - сфера таких весьма рентабельных видов деятельности, как брокерская, депозитарная, ...
Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные
мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную
философско-историческую концепцию, р ...
Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение
столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики,
политики, идеологии. Все это при ...