Московский ренессанс. Иосифлянство
Книги, статьи по философии / Лекции по истории русской философии - Замалеев А.Ф. / Московский ренессанс. Иосифлянство
Страница 5

Свое настоящее торжество учение Филофея обрело в старообрядчестве, которое признавало псковского старца провозвестником "правой веры".

С новой силой интерес к теории "Москва - третий Рим" вспыхнул в XX в.: идеологи русской православной церкви пытались использовать ее для религиозного обоснования сталинизма.

3. Только иосифлянство полностью отвечало видам московской централизации, политике московских царей. Процесс "объиосифлянения" церкви, начатый деятельностью волоцкого игумена, принял широкий размах при митрополитах Данииле и Макарии.

а) Даниил (2-я пол. XV в. - 1547) был учеником Иосифа Волоцкого. Благодаря своему тонкому уму, обходительности, он сумел привлечь к себе внимание Василия III, который собственной властью назначил его московским митрополитом, без санкции церковного собора. Прославился решительной борьбой с "заволжскими старцами"; в частности, ему удалось сокрушить таких выдающихся представителей тогдашней оппозиции, как Вассиан Патрикеев и Максим Грек.

Сохранилось значительное число его "слов" и посланий. В них ярко изображается моральное состояние высшего общества - боярского сословия. Констатировав приверженность московской аристократии к роскоши, пиршествам, щегольству, автор резко восстает против тех способов, при помощи которых все это достигается. "И сих ради всех, - пишет он, - многих доходов взыскуем, а аще ти не достанет что, якоже обыкл еси от безумия твоего многа расхода имети, крадеши, насильствуеши, грабиши, ябедничествуеши, заимаваеши и, не имея чем отдати, бегаеши, запираешися, клятвопреступаеши и иная бесчисленная злая содеваеши". Но страсть к роскоши, мотовству не просто развращает человеческое сердце; она пагубно отражается и на уме его, убивая наклонность к труду, приобретению знаний. "Всяк ленится учитися художеству, - замечает митрополит в данной связи, - вси бегают рукоделия, вси щапят заниматься торговании, вси поношают земледелателем".

В рассуждениях Даниила ясно просматривается важная идея: источник познания составляет труд. Где нет труда, нет и знания, нет истины; там пышно процветают невежество, равнодушное отношение к вере.

б) Крупным представителем иосифлянства был митрополит Макарий (1481-1563), с именем которого связано возникновение двух крупнейших литературных памятников XVI в. - "Четий-Миней" и "Степенной книги". В первом из них содержалась систематизация и обработка "всех книг чтомых", которые "в Русской земле обретаются". Расположенные по месяцам, они должны были дать целую энциклопедию знаний, способных остановить "шатания" нравов и утвердить народ в истинной вере. "Степенная книга царского родословия" преследовала цель исторического освещения политики объединения русских земель в единое централизованное государство, утверждала и возвеличивала институт единодержавства.

Вся история России излагалась здесь в форме княжеских житий, каждое из которых представлялось в виде "степени" (ступени) восходящей на небо лестницы, - подобной тем, какие являлись в видениях библейскому патриарху Иакову или святому Иоанну Лествичнику: "чудесныя же о них повести, их же елику возмогохом изобрести, и сия зде в князе сей степеньми расчинены суть, и граньми объявлены и главаами с титлами сказуемы". Основываясь на идеях Иосифа Волоцкого о богоутвержденности царской власти, составители "Степенной книги" приравнивали московских государей к апостолам, объявляли святыми. "Иже существом телесным равен есть человеком царь, - указывалось в своде, - властию же достойнаго его величества приличен вышнему иже надо всеми Богу; не иметь бо высочайша себе на земле". Отсюда вытекала необходимость "исправления" и русской истории. Стремясь восславить всю династию киевско-владимирско-московских князей, Макарий и его редакторы смело вторгались в далекое прошлое, изменяя прежние характеристики действующих лиц или заменяя их совершенно новыми. Так, Владимир Святославич и Владимир Мономах названы в "Степенной книге" царями. От них высокая титулатура переносится на московских государей: Иван Ш и Василий III - "государи и самодержцы всея Руси", а Иван IV - "боговенчанный царь, самодержавный государь". "Степенная книга" - обобщение большой идеологической работы, направленной на укрепление русского централизованного государства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Смотрите также

Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская проблематика, связанная с пои ...

Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение, то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия "народническая философия&qu ...

Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную философско-историческую концепцию, р ...