Европейская философия XVII-XVIII вв.
История общей философии / Европейская философия XVII-XVIII вв. / Европейская философия XVII-XVIII вв.
Страница 4

Учение Фрэнсиса Бэкона восстановило материалистическую традицию в английской философии. Наиболее крупным последователем Бэкона и систематизатором его идей стал философ-материалист и политический деятель Томас Гоббс (1588-1679).

Гоббс считается философом, создавшим первую в истории науки законченную систему механистического материализма. Его материализм принял форму, соответствующую требованиям механистического естествознания XVII в. со всеми его достижениями и ограни-ченностями. Идеальными образцами научного мышления в это время считаются евклидова геометрия и только что созданная классическая механика, так как только эти науки успели достичь зрелости и были способны на основе простых законов описывать и предсказывать механическое движение как земных, так и небесных объектов. Природа представлялась Гоббсу совокупностью протяженных тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. В отличие от Бэкона, Гоббс сводил все формы движения к самой простой — механической.

Т. Гоббс является одним из создателей буржуазной теории общества и государства. В его работах начала формироваться теория общественного договора, ставшая популярной в XVIII в. у французских просветителей. Согласно этой теории, государство не создано богом, как считали в Средние века, а является человеческим установлением, «искусственным телом». В работе «Левиафан» философ даже проводил параллели между строением человеческого тела и государством, которое, подобно телу, также имеет различные части и органы. Люди в своем первоначальном состоянии жили разобщенно и находились в состоянии «войны всех против всех». Затем они заключили между собой «общественный договор» — создали государство. Государство необходимо для поддержания всеобщего мира и обеспечения безопасности каждого гражданина. В результате общественного договора граждане передали часть своих прав государю (или государственным органам) и тем самым добровольно ограничили свою свободу. Взамен этого государь выполняет функцию охраны всеобщего мира и благоденствия. Высший закон государства — благо народа. Главной задачей «естественного права», созданного общественным договором, является забота о мире. Подчеркивание роли мощного государства делает Гоббса одним из первых теоретиков буржуазной диктатуры. Однако наиболее совершенной формой государственной власти философ считал монархию.

В философии XVII в. наряду с эмпиризмом возникло другое, противоположное ему направление — рационализм. Создателем рационализма считается великий французский ученый Рене Декарт (1596-1650). Ему принадлежат, например, исследования в области механики и оптики. В геометрии именно он предложил прямоугольную (или декартову) систему координат, которая широко используется современной наукой. Наиболее известные философские труды Декарта — «Правила для руководства ума», «Рассуждения о методе» и «Первоначала философии».

Рене Декарт является классическим представителем дуализма. Его философия природы — полностью материалистическое учение. «В границах его физики материя представляет собой единственную субстанцию, единственное основание бытия и познания», — отмечал К. Маркс. Однако Декарт считал, что человеческое мышление невозможно объяснить законами механики. Это свидетельствует о том, что в основе мира лежит не только материальная, но и вторая — духовная субстанция. Мир двойствен, дуален, он имеет не одну, а две независимые друг от друга основы — материю и дух. Декарт выделил главные свойства материи и духа — их атрибуты. Главным свойством (атрибутом) материи является протяженность, а атрибутом духа — мышление.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также

Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики, политики, идеологии. Все это при ...

Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...

Глобальные проблемы современности
...