Европейская философия XVII-XVIII вв.
История общей философии / Европейская философия XVII-XVIII вв. / Европейская философия XVII-XVIII вв.
Страница 1

Философия Нового времени формировалась в условиях становления классического капитализма в Европе. Развитие новой общественной формации поставило перед наукой и техникой новые задачи, выдвинуло своеобразный социальный заказ. Теперь от ученых ждали не рассуждений о боге и божественной благодати, а научных исследований и технических разработок, которые позволили бы развивать промышленное производство, наращивать капитал и побеждать в конкурентной борьбе. Поэтому первой важнейшей задачей философии стала разработка теории познания, методов научного исследования, необходимых для прогресса науки, техники и материального производства. Вторая задача философии Нового времени — разработка и обоснование буржуазной концепции человека, государства и общества в целом. Формирование классического капитализма требовало создания законченной буржуазной идеологии, новой системы ценностей, определявшей отношения человека к природе, религии, другим людям, общественным организациям и учреждениям.

Крупнейшими философами Нового времени были англичане Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм, французы Р. Декарт, Д. Дидро, П.-А. Гольбах, Ж.-Ж. Руссо, Вольтер, голландский мыслитель Б. Спиноза. В конце периода появилась крупнейшая философская школа в Германии. Однако ее представителей (И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, Л. Фейербаха) мы по сложившейся традиции рассмотрим отдельно в особой главе, посвященной немецкой классической философии.

Английский ученый и общественный деятель, лорд-канцлер Великобритании Фрэнсис Бэкон (1561-1626) считается родоначальником английского материализма Нового времени. Вместе с Николаем Коперником, Галилео Галилеем (1564-1642) и Иоганном Кеплером (1571-1630) он стал одним из создателей науки Нового времени, теоретически обосновал экспериментальный метод познания. Бэкона называют также предвестником промышленной революции. Главная идея его учения — необходимость познания природы и подчинения ее власти человека. Ему принадлежит знаменитый лозунг науки нового времени: «Знание — сила».

Несмотря на религиозные идеи, имевшиеся в его трудах, Бэкон все силы направил на создание нового, материалистического представления о природе и о процессе познания. Для защиты права науки на самостоятельное исследование философ принял религиозную теорию двойственности истины, т. е. разделения ее на религиозную и научную. Наука не должна вмешиваться в сферу компетенции религии, но и последняя, в свою очередь, тоже не должна мешать научному исследованию.

В области онтологии (учения о бытии) Бэкон сформулировал понятие материи как всеобщей основы мира, бесконечной совокупности вещей. Он полемизировал со старым религиозно-идеалистическим пониманием материи как пассивного вещества, которое может привести в движение только внешняя сила (форма, божественный разум, идеи Платона и т. п.). «Первую материю, — читаем в работе "О началах и истоках" — следует вообще рассматривать как неразрывно связанную с первой формой и с первым началом движения». «Эта первая материя, равно как и свойственные ей сила и действие, не могут иметь никакой естественной причины (бога мы всегда исключаем), ибо до нее ничего не было». Бэкон перечисляет 19 видов движения, к которым относятся, например, антипатия, возбуждение, впечатление, колебание, инерция и т. п.

Основной труд Бэкона — неоконченная работа «Великое восстановление наук». Самая известная ее часть — трактат «Новый органон» — содержит наиболее важные мысли философа о задачах человеческого познания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...

Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей, которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком с предшествующей историей мышлен ...

Глобальные проблемы современности
...