Иррационалистическое направление в философии. А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, Н. А. Бердяев
История общей философии / Европейская философия XIX-XX вв. / Иррационалистическое направление в философии. А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, Н. А. Бердяев
Страница 2

«Измучен жизнью, коварством надежды, Когда им в битве душой уступаю, И днем и ночью смежаю я вежды И как-то странно порой прозреваю. Еще темнее мрак жизни вседневной, Как после яркой осенней зарницы, И только в небе, как зов задушевный, Сверкают звезд золотые ресницы. И так прозрачна огней бесконечность, И так доступна вся бездна эфира, Что прямо смотрю я из времени в вечность И пламя твое узнаю, солнце мира. И неподвижно на огненных розах Живой алтарь мирозданья курится, В его дыму, как в творческих грезах, Вся сила дрожит и вся вечность снится. И все, что мчится по безднам эфира, И каждый луч, плотской и бесплотный, — Только твой отблеск, о солнце мира, И только сон, только сон мимолетный. И этих грез в мировом дуновенье Как дым несусь я и таю невольно, И в этом прозренье и в этом забвенье Легко мне жить и дышать мне не больно».

Предложенный Шопенгауэром иррационалистический взгляд на мир был развит более поздними философами. Он считается одним из предшественников «философии жизни» и экзистенциализма. Представители «философии жизни» считали, что многообразие субъективных проявлений человеческой личности не «схватывается» методами разума, науки. Поэтому излишняя «разумность» классической философии препятствует раскрытию истинной природы человека. Крупнейшим представителем философии жизни был Фридрих Ницше. Мысль об иррациональном начале человеческой психики была развита в учении австрийского психиатра, психолога и философа Зигмунда Фрейда о бессознательном как главном регуляторе поведения людей.

Сёрен Кьеркегор

Другой выдающийся представитель иррационализма в философии XIX в. — крупнейший датский философ, талантливый писатель Сёрен Кьеркегор (1813-1855). Он считается прямым предшественником экзистенциализма, самого популярного философского течения Западной Европы в 1940-1960-е гг. Введенное Кьеркегором понятие «экзистенция» (от лат. exsisto — существую) обозначает переживание человеком своего реального существования, или «бытия в мире». Экзистенция — внутреннее, субъективное состояние человека, которое ускользает от научного анализа. Поэтому научные понятия, рациональный метод, с точки зрения датского философа, не годятся для познания природы человека. Кьеркегор осуждал Гегеля и других философов рационалистической ориентации за якобы слишком абстрактный подход к человеку. Эти философы считали своими главными проблемами всеобщее, дух, материю, бога, прогресс, истину и пытались подчинить этим абстрактным принципам реального человека, его уникальное индивидуальное бытие. Они искали в человеке нечто отвлеченное — его сущность, но при этом теряли из вида живую, уникальную индивидуальность с ее мыслями, чувствами, радостями и страданиями. Кьеркегор считал, что главное несчастье человека — безусловное доверие к разумному мышлению. (Именно это доверие выдающийся немецкий социолог Макс Вебер рассматривал как главную особенность европейской культуры.) Датский философ разработал новый вариант диалектики, противостоящий диалектике Гегеля. Он назвал ее экзистенциальной диалектикой. Смысл экзистенциальной диалектики — описание пути восхождения человеческой личности к подлинному существованию. Объективная диалектика природы и общества не интересовала Кьеркегора.

Философ выделил три основные ступени экзистенциального развития личности: эстетическую, этическую и религиозную.

На первой — эстетической — стадии экзистенциального движения реализуется свобода человека в сфере чувственности, т. е. он ориентирован на получение чувственных наслаждений. Типичная личность такого типа — байроновский Дон Жуан, постоянно ищущий удовольствий и развлечений.

На второй — этической — стадии формируется человек долга, сознательно совершающий моральный выбор. Он соотносит свою жизнь с требованиями и предписаниями морального закона. Воплощением этого типа личности Кьеркегор называл великого древнегреческого философа Сократа, который считал своим высшим долгом служение истине и не мог изменить своим убеждениям даже ради спасения собственной жизни.

Третья стадия экзистенциального движения — религиозная. Достигнув ее, человек всем своим существом принимает истину божественной веры. Во всем происходящем он усматривает божественный промысел. Это позволяет ему жить, преодолевая неустойчивость человеческого бытия, которую Кьеркегор выражал в понятиях «страх», «сомнение», «трепет» и т. п. Экзистенциалист теперь готов ко всему, что происходит и что может произойти в окружающем его мире — в этом он оказывается устойчивым и защищенным.

Можно заметить, во-первых, что концепция человеческой экзистенции (бытия в мире) оказывается у Кьеркегора глубоко религиозной. Во-вторых, его понимание человеческой свободы явно перекликается с мировоззрением стоиков (см. главу 2), считавших своим высшим идеалом мудреца, невозмутимо принимающего все удары судьбы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог, блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре его напряженных раздумий всегд ...

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...

"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию от сторонника "ле ...