В конце XIX в. в науке доминировали два крупных философских течения. Во-первых — позитивизм, опиравшийся на естественные науки и пытавшийся решить все проблемы цивилизации с помощью естественнонаучных методов. Во-вторых — иррационализм, стремившийся постичь человека и общество ненаучными методами — через чувства, эмоции, веру, искусство, религию и т. п. Ни тот ни другой подход не давали достаточно убедительных ответов на вопросы о природе человека и перспективах исторического развития. В конце XIX—начале XX вв. попытку нового интеллектуального прорыва в философском осмыслении человеческой природы предпринял австрийский ученый Зигмунд Фрейд (1856-1939). Будучи врачом-психиатром по специальности, Фрейд создал психоанализ — метод лечения неврозов путем анализа ошибочных действий и сновидений для проникновения в бессознательные слои психики. Метод психоанализа позволил разработать учение о бессознательном и психологию человеческой сексуальности. Эти научные концепции вышли далеко за пределы психиатрии и психологической науки: опираясь на них, Фрейд создал принципиально новое учение о человеческом поведении и о механизмах развития культуры. Из-за своего глубокого мировоззренческого содержания это учение имеет уже философский характер. По имени своего создателя оно получило название фрейдизм. Позже ряд положений фрейдизма был подвергнут критике и на его основе сложилась уточненная философско-психологическая концепция человека — неофрейдизм.
В ранних работах Фрейда структура человеческой психики была представлена в виде трех слоев, или областей: бессознательное, предсозна-тельное и сознание. Позже в работе «Я и Оно» эти три слоя получили наименования: Оно, Я и Сверх-Я (или Я-идеал). Взаимодействие данных слоев психики, с точки зрения Фрейда, дает ключ к объяснению поведения человека.
1. Оно — это бессознательный слой психики, представляющий собой «кипящий котел инстинктов». В него входят иррациональные, биологические по своему происхождению реакции, инстинкты и влечения. Главное содержание Оно составляет так называемое либидо — половое влечение. В конечном счете именно либидо определяет все поведение человека. Поэтому в просторечии под «фрейдистскими наклонностями», «фрейдистским пониманием жизни» имеют в виду именно повышенную сексуальность и объяснение поведения человека только сексуальными целями и причинами. Действительно, такое представление о человеческом поведении впервые пытался обосновать Зигмунд Фрейд, однако его теория не сводится к простому подчеркиванию роли секса в жизни человека.
Проникновение в глубины бессознательных слоев психики понадобилось Фрейду сначала для медицинских целей. Он считал, что психика вытесняет в эти слои всевозможные травмирующие воспоминания — детские страхи и испуги, опасения и т. п. Докопавшись до таких вытесненных в подсознание воспоминаний, врач может облегчить состояние больного, даже вылечить невроз. Метод психоанализа, до сих пор применяемый в психиатрии, позволяет лечить невротические расстройства путем коррекции переживаний, сохраняющихся в психике человека на уровне подсознания. Фрейд первым предложил систему научных методов и приемов, позволявших проникнуть в содержание бессознательных психических процессов. Бессознательное проявляется прежде всего в сновидениях, в грезах, случайных ошибочных действиях, шутках и оговорках, а также в психических отклонениях. Анализ бессознательного позволяет, с точки зрения Фрейда, найти действительные причины и стимулы поведения человека, которое на уровне сознания кажется случайным, беспричинным.
2. Второй слой психики — Я. Это сознательное начало, которое ограничивает биологические влечения и инстинкты, поднимающиеся из глубин Оно. Общество с древности стало накладывать на человеческое поведение такие ограничения, которые не позволяют прямо и открыто удовлетворять все биологические потребности. Например, сексуальные отношения давно регулируются законами, обычаями, всевозможными моральными нормами и правилами этикета (которые к тому же заметно различаются у разных народов). Удовлетворение потребности в пище тоже происходит в рамках сложившихся в данном обществе правил и традиций. Задача Я — такое удовлетворение импульсов Оно, которое не шло бы вразрез с этими требованиями социальной реальности. Сам Фрейд пишет об этом: «Согласно предлагаемой теории индивидуум представляется нам как непознанное и бессознательное Оно, на поверхности которого покоится Я». «Большое функциональное значение Я выражается в том, что в нормальных условиях ему предоставлена власть над побуждением к движению. По отношению к Оно Я подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади». Оно стремится к достижению удовольствий, удовлетворению всех потребностей, а Я как бы фильтрует эти потребности, позволяя удовлетворять их только в форме и в степени, допустимых в данной социальной среде: «Я старается также содействовать влиянию внешнего мира на Оно и осуществлению тенденций этого мира, оно стремится заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в Оно, принципом реальности, Я олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью, в противоположность к Оно, содержащему страсти».
Смотрите также
Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение,
то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия
"народническая философия&qu ...
Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом
приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства,
то основным содержанием эпохи ...
Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей,
которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком
с предшествующей историей мышлен ...