Экзистенциализм
История общей философии / Европейская философия XIX-XX вв. / Экзистенциализм
Страница 2

Попытка объяснить войну, ее причины и последствия была предпринята в рамках марксистской идеологии на основе материалистического понимания истории. При этом подходе исторические события рассматривались как детерминированные в конечном счете развитием материального производства, классовой борьбой и сложившимися в обществе противоречиями. Немецкий ученый Освальд Шпенглер (1880-1936) видел исторический процесс иначе. В работе «Закат Европы» он рассматривал европейскую цивилизацию как вырождающуюся, вступающую в творчески бесплодную и окостенелую стадию существования. Люди вынуждены будут примириться с неотвратимой перспективой заката цивилизации. Экзистенциалисты создали свое понимание современного им общества. В центре их концепции оказалась проблема человека. В 1931 г. Карл Яс-перс выступил с книгой «Духовная ситуация эпохи». С его точки зрения, ситуация опустошенности, циничное отношение к культуре после Первой мировой войны — это расплата за наивную, некритическую веру в разумность и гуманность цивилизации, за уверенность в прогрессивной направленности исторического процесса. Знаменитое гегелевское утверждение о разумности действительности — «все действительно разумно» — было ошибкой. История не содержит гарантий гуманности и справедливости, не указывает человеку его предназначения, не дает никаких постоянных нравственных ориентиров. Человек должен жить и действовать на основе своих внутренних убеждений, своей совести. Человек помимо своей воли «брошен» в мир, «заброшен» в ту или иную историческую ситуацию. Однако при решении вопроса о своем предназначении он не должен искать оправдания в тяжелой ситуации, трудных жизненных обстоятельствах и т. п. Любые действия должны опираться на внутреннюю убежденность. Только осознав это, личность обретает стойкость, необходимую для того, чтобы воспринять даже самый безрадостный исторический прогноз, не впадая в отчаяние и цинизм.

Анализ внутреннего состояния, «самоощущения» человеческой личности в эпоху «переоценки ценностей» (вспомним выражение Фридриха Ницше) продолжился в работах М. Xайдеггера. В книге «Бытие и время» он поставил вопрос о смысле человеческого бытия, который был, с его точки зрения, забыт традиционной европейской философией. Xайдеггер рассматривал человеческое «бытие в мире» как движение к ничто, т. е. к смерти. На поведение людей влияют два вида страха. Житейский страх есть боязнь потерять жизнь или какие-либо жизненные блага. Онтологический страх — это боязнь не найти такое предназначение, ради которого человек сам мог бы пожертвовать своей жизнью и благами. Иными словами, человек пытается найти смысл своего существования. «Быть самим собой, быть верным себе, выбрать себя самого» — таково главное требование экзистенциализма, обращенное к человеческой личности.

Философия и мораль экзистенциализма достигли расцвета в период Второй мировой войны, когда они стали идеологией французского движения Сопротивления. Возникшая в оккупированной фашистами Европе политическая и психологическая атмосфера позволила как нельзя лучше понять смысл этой философии. Французское общество в это время разделилось на боровшихся с фашизмом (движение Сопротивления) и коллаборационистов — сторонников сотрудничества с оккупационным режимом. В 1940-1942 гг. трезвый рассудок логично приводил к мысли о невозможности и бесперспективности борьбы с немецкой оккупацией. Германия с самого начала во много раз превосходила Францию по военной мощи. Советская армия отступала. Перспектив открытия второго фронта практически не было. В этих условиях борьба с фашизмом казалась безумной, не имевшей рационального смысла, так как она вела к бесполезным жертвам и считалась заведомо обреченной на поражение. Между тем многие французы выбрали путь борьбы, противоречащий, казалось бы, здравому смыслу. «Франция приняла бой вопреки правде логиков, — комментировал эту ситуацию знаменитый французский писатель, военный летчик Антуан де Сент-Экзю-пери. — _Но разве должна была Франция ради того, чтобы избавить себя от поражения, не принимать бой? Не думаю. И Франция интуитивно пришла к тому же решению: никакие увещевания не заставили ее уклониться от борьбы. Дух в нашей стране одержал верх над Разумом». С точки зрения Экзюпери, сопротивление фашизму в безнадежной ситуации было возможно потому, что в людях живет некое отличное от разума, более высокое начало. Это то, что экзистенциалисты называли жизненной верой или экзистенцией. Идеи морального долга, ответственности человека за все, что происходит в мире, пронизывали не только вышедшие в 1942-1943 гг. «взрослые» книги Экзюпери — «Военный летчик» и «Письмо к заложнику», — но и его сказку «Маленький принц» (опубликована в 1943 г.).

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Глобализационные процессы в современном мире
Автор полагает, что тема данного исследования актуальна, так как, во-первых, связана с новым направлением в философской науке – философии глобальных проблем, во-вторых отражает противоречиво ...

Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей, оставшихся в послерев ...

Система теокосмического всеединства С. Л. Франка
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - видный представитель философии всеединства, одного из самобытных течений русской философской мысли, основы которого были заложены В. С. Соловьевым. Созданная и ...