Современная религиозная философия
История общей философии / Европейская философия XIX-XX вв. / Современная религиозная философия
Страница 1

Наиболее влиятельное направление в современной христианской религиозной философии — неотомизм. Он сложился к концу XIX в. на основе томизма — учения крупнейшего католического философа Фомы Аквин-ского (см. главу 3). В 1870 г. Первый Ватиканский собор принял «Догматическую конституцию католической веры», в которой впервые были сформулированы главные принципы неотомизма. Это учение объявлено официальной философией католической церкви. В настоящее время в рамках неотомизма работают тысячи исследователей и ряд научных центров, опирающихся на поддержку Ватикана (Академия святого Фомы в Ватикане, Католический институт в Париже, Пуллахский институт в Германии, университет Нотр-Дам в США и др.). Крупнейшие представители неотомизма в XX в. — Жак Маритен (1882-1973), Этьен Жильсон (1884-1978), Юзеф Мария Бохеньский (1902).

Следуя установкам Второго Ватиканского собора (1962-1965), неотомизм стремится сохранить главные черты христианского учения, но в то же время придать ему новую форму, понятную и приемлемую для современного человека. Теологи исходят из того, что христианская религия и философия будут популярны только в том случае, если будут отражать заботы и интересы людей своей эпохи, будут соответствовать современному уровню развития общества. В наше время теории, доказывающие, например, что Земля плоская и стоит на трех китах, не могут завоевать симпатии большого количества людей. Религиозное учение должно корректироваться с учетом достижений науки, искать пути интерпретации новых открытий. Так, уже в 1960-е гг. в документах Ватикана было заявлено, что господствующая в современной научной космологии теория расширяющейся Вселенной является подтверждением принципа креационизма — сотворения богом мира из ничего, введенного еще Августином Блаженным (см. главу 3). Сингулярное состояние материи, из которого развернулась Метагалактика, было ничтожно мало по сравнению с ее современными размерами, т. е. являлось фактически точкой, «ничем». В 1990-е гг. в Ватикане работала комиссия, проверявшая правильность решения суда инквизиции по делу Г. Галилея. На заключительном заседании под председательством Иоанна Павла II было вынесено определение, что при рассмотрении этого дела суд инквизиции допустил ошибку. Ватикан официально признал, что Земля является шарообразным небесным телом и вращается вокруг Солнца. Подобная корректировка религиозного учения происходит постоянно. В то же время она не может быть чересчур сильной — иначе религия разрушится, перестанет быть самой собой. Разумная степень модернизации религии всегда была источником споров и конфликтов в религиозно-философских кругах. Это проявляется, во-первых, в полемике о тех или иных правилах богослужения, требованиях к священнослужителям и прихожанам (может ли женщина быть священником? Может ли священник вступать в брак? Можно ли смотреть телевизор? Можно ли изображать бога на театральной сцене и т. п.). Во-вторых, модернизация религии проявляется на более глубоком, философско-теоретическом уровне.

Неотомизм является довольно консервативной концепцией, сохранившей основные идеи средневековой схоластики, блестяще обобщенные в учении Фомы Аквинского. В мире выделяются два рода бытия: абсолютное, «чистое бытие» — бог и сотворенное и конечное бытие — природа и общество. Абсолютное бытие бога первично по отношению к бытию конечных вещей. Неотомизм, таким образом, является последовательным объективным идеализмом. Как уже отмечалось, в неотомизме сохранился принцип креационизма.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...

"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой) и религиозного мыслителя. ...

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...