Современная религиозная философия
История общей философии / Европейская философия XIX-XX вв. / Современная религиозная философия
Страница 2

Все, что существует в природе, заложено в нее богом. Поэтому наука не должна противоречить религии. Используется идея гармонии веры и разума: они не противоречат друг другу и опираются на разные источники. Вера основана на откровении, рациональное познание — на человеческом разуме. Процесс познания подразделяется на три ступени: чувственное, логическое и божественное откровение. Первые две ступени были выделены еще Аристотелем и хорошо известны современной науке. Третья ступень — божественное откровение — это непосредственное внушение человеку богом наиболее важных, сверхразумных истин (наука, конечно, не признает существования такой формы познания). На истинах откровения основывается вера, которая с точки зрения неотомизма выше и совершеннее, чем научное знание.

Особое значение для католической церкви имеют концепции общества и человека. Им были специально посвящены две энциклики римских пап — послания главы католической церкви к духовенству и верующим, в которых излагается официальная позиция церкви по различным религиозным вопросам и по светским проблемам, имеющим значение для христиан. Социальное учение католицизма эпохи индустриального общества было изложено в энциклике папы Льва XIII «Рерум новарум» («Новые дела», 1891). Спустя 100 лет папа Иоанн Павел II издал энциклику «Цен-тесимус аннус» («Сотый год», 1991), в которой дано религиозное осмысление реальностей постиндустриального общества.

Рассмотрим социальное учение католической церкви на примере взглядов известного польского теолога Кароля Войтылы (1920-2005), бывшего с 1978 по 2005 г. римским папой Иоанном Павлом II).

Философские взгляды Иоанна Павла II могут быть отнесены к католическому персонализму — учению, примыкающему к неотомизму. Для персонализма центральной проблемой является проблема личности. Личность — это неповторимая, уникальная субъективность. История общества представляется процессом развития в человеке личностного начала. Сам же человек достигает высшего блаженства в единении с богом. В соответствии с этой концепцией для преобразования мира, обеспечения ему устойчивого развития следует прежде всего изменить человека. Человеческая личность должна развиваться свободно и достигать гармонии с обществом. Однако для достижения этой цели необходимо предварительно освободить человека от отчуждения. Отчуждение человеческой личности в материалистическом понимании имеет экономическую основу — продукты труда принадлежат не их создателю, а владельцу капитала. (Созданные человеком вещи, писал К. Маркс, начинают противостоять ему как чуждые, враждебные силы, уже не подвластные его воле.) Иоанн Павел II дает религиозное объяснение отчуждению: оно возникло вследствие разделения божественного и земного назначения человека, личность которого разрушается под воздействием греха. В результате этого духовные и религиозные стремления людей отделились от стремлений материальных, которые стали преобладающими.

Понятие «материализм» у Иоанна Павла II имеет два значения. В первом, онтологическом, смысле материализм — антипод идеализма. Второе, этическое, понимание материализма относится к накоплению материальных ценностей в ущерб развитию ценностей духовных. (Философ-материалист скорее назвал бы это накопительством, стяжательством и бездуховностью, которые не имеют никакой связи с материалистической линией в философии.) Руководствуясь «материалистическими» (во втором смысле) стремлениями, человек становится рабом вещей. Вещи же, будучи продуктами его собственной деятельности, отделяются от него и образуют мир, который делается чуждым и враждебным человеку. Личность в этом мире теряет связь с обществом. Необузданная страсть к обладанию вещами вызывает соперничество между отдельными людьми, социальными группами и народами. И наоборот, духовные и религиозные ценности делают человека более миролюбивым. Иоанн Павел II предлагает вернуть человеку его целостность путем подчинения материальных ценностей ценностям духовным. Признание первенства последних составляет для него первоочередное и существенное условие мира.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Глобальные проблемы современности
...

Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности, трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования, "ниспровергат ...

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...