2. Социально-философские и философско-исторические идеи либерального западничества
История русской философии / Философские взгляды теоретиков основных идейных течений в России XIX в. / Кружок Н. В. Станкевича и либеральное западничество: философские идеи и принципы / 2. Социально-философские и философско-исторические идеи либерального западничества
Страница 5

В последние годы жизни Боткин говорил о "заскорузлости" и консерватизме русской нации, определивших, по его мнению, длительное существование общинных отношений, слабое развитие науки и культуры. Но он не соглашался с И. С. Тургеневым в том, что "русская натура способна только разлагать", не считал, что все "славянское племя" второстепенно и не в состоянии осуществлять исторически самобытную деятельность.

Либерализм Боткина носил по преимуществу консервативный характер. На подавление восстания в Польше (1863) он призывал взглянуть не с "гуманитарной и интеллектуальной стороны", а с позиций "государственной и политической", как на акцию, необходимую для отстаивания российских национальных интересов. Познакомившись в 40-х гг. с социалистическими учениями, Боткин отнесся к ним настороженно и в дальнейшем категорически не принимал. Он резко отрицательно оценивал распространение "дикого учения социализма" в России среди "невежественного, варварского и фанатического" населения, что, по его мнению, могло привести только к усилению политического радикализма и "общественным смутам".

Заслугу славянофилов Боткин усматривал в том, что они первые обратили внимание на национальный аспект русской жизни, показали его важность для общественного развития. Сила славянофилов, отмечал он, состоит в их критике российской действительности, но в области "положительных проектов" они - "отвлеченные теоретики", лишенные "государственного смысла".

Видным представителем либерально-западнической идеологии был историк Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855), выходец из дворянской семьи. Закончив юридический факультет Петербургского университета (1832-1835), он продолжил свое образование в Берлинском университете (1836-1839). По возвращении в Россию был назначен профессором по кафедре всеобщей истории Московского университета, а в 1855-м - деканом историко-филологического факультета. Его непосредственными учениками были С. М. Соловьев, П. Н. Кудрявцев, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин.

Чтение лекций по всеобщей истории (в том числе публичных в 1843-1844,1851 гг.), публикации в журналах принесли Грановскому известность и авторитет. Его деятельность по распространению исторического знания, гуманистических и либеральных идей европейской культуры во многом была обусловлена интеллектуально-нравственной атмосферой, сложившейся в обществе его ближайших друзей (Станкевич, Белинский, Боткин, Герцен, Огарев и др.). Для характеристики философско-исторических воззрений Грановского наиболее показательны такие его работы, как "Конспект университетского курса лекций по истории средних веков" (1839-1840), "О современном состоянии и значении всеобщей истории" (1852), а также письма к Станкевичу, Боткину, Белинскому и др.

Философия истории Грановского представляет собой оригинальную попытку соединить различные идеи историков (Гизо, Тьерри, Ранке, Савиньи, Нибур), философов (Кант, Гердер, Шеллинг, Гегель) и естествоиспытателей (Риттер, Бэр), создать универсальную историческую науку, стоящую на уровне современного ему знания и объединяющую данные "всех других наук". Грановский подчеркивал, что в отличие от "языческой" исторической науки, где события рассматривались с "национальной" (в отрыве от жизни других народов) и "прагматической" (история должна давать практические советы) точек зрения, подлинная историческая наука - всеобщая история - возникает лишь под влиянием христианства, которое, по его мнению, позволяет "соединить в одно целое разрозненные семьи человеческого рода". Такой исходный религиозно окрашенный тезис предопределил назначение истории, которое Грановский усматривал в том, чтобы открыть законы общественной жизни, отражающие "вечные цели Провидения", и показать народам их непосредственную связь с прошедшими и грядущими поколениями. "Высшая польза истории, - делает он вывод, - заключается . в том, что она сообщает нам разумное убеждение в неминуемом торжестве добра над злом".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Смотрите также

Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...

Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор, создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение (он разработал именно "жиз ...

Трудовые споры
Никто из нас не застрахован от того что завтра он окажется без работы. Или завтра с Вами случиться травма на производстве, а администрация откажется выплачивать компенсацию. Знаете ли Вы как защити ...