Центральной задачей русской истории Кавелин считал полное раскрепощение личности, чтобы таким путем установить равновесие между государственным и индивидуальным началами. Но, по его представлению, русский народ не имеет в себе сил выполнить эту задачу самостоятельно, она может быть решена лишь "сверху", путем реформ и с обязательным участием "европейского элемента". В этом смысле Кавелин высоко оценивал преобразования Петра I, с которым он связывал введение "начала личной свободы" в России.
Вместе с тем Кавелин отмечал, что влияние сначала Византии, затем польско-литовской и западноевропейской культур, воздействие петровских реформ имели поверхностный характер, не затронули сути русской жизни. Путь европеизации, пройденный Россией со времен Петра I, по его мнению, показал, что у русского и европейских народов общее только "свойственные всем людям стремления и задачи", во всем остальном они различны. Поэтому он призывал отказаться от примитивного подражания Европе и искать свои национальные формы социального бытия на основе достижений европейской культуры.
В контексте изложенного представляется естественным, что Кавелин критиковал российскую действительность за отсутствие в ней личного, индивидуального начала, выступал за сохранение монархии, объединение сил народа и царя. Отрицательно оценивая "поверхностное западничество" конституционных проектов известного государственного деятеля М. М. Сперанского, он предлагал ограничиться незначительным реформированием "административной власти", борьбой с придворной знатью, бюрократией и крепостническими пережитками.
Умеренное западничество Кавелина определило его отношение к западникам и славянофилам. Считая оба направления пробуждением национальной мысли, он тем не менее не усматривал в них "самостоятельного творчества", их идеалы, по его мнению, "лишены твердой опоры". В частности, западники, с его точки зрения, абсолютизировали европейские социальные формы, неприемлемые в условиях России, а славянофилы отвергали ценности западной культуры, принадлежащие всему человечеству.
Обоснование ценностей западноевропейского либерализма в области права представлено в творчестве Петра Григорьевича Редкина (1808-1891) - теоретика права, философа, педагога. Он родился в семье помещика, окончил Нежинскую "гимназию высших наук". В дальнейшем Редкий учился в Московском университете (1826-1828), Профессорском институте в Дерпте (с 1828), Берлинском университете (с 1830), где занимался под научным руководством главы исторической школы права Ф. К. Савиньи, слушал лекции Гегеля. Возвратившись в Россию, он начал преподавать энциклопедию законоведения в Московском университете (с 1835), который вынужден был оставить в 1848 г. (вместе с Кавелиным) в связи с обвинением его в "вольнодумстве". С 1863 по 1878 г. Редкий занимал должность профессора по кафедре энциклопедии юридических и политических наук в Петербургском университете (в 1873-1876 гг. был ректором университета). В 1882 г. его назначили членом Государственного совета. Он занимался также издательской деятельностью (выпускал сборник "Юридические записки" (1841-1860) и журналы "Библиотека для воспитания" (1843-1846) и "Новая библиотека для воспитания" (1847-1849), имевшие значительный общественный резонанс). Редкий - основатель и первый председатель Педагогического общества (1859-1874).
Смотрите также
Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор,
создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение
(он разработал именно "жиз ...
Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница
в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей,
оставшихся в послерев ...
Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь")
развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов,
ростом революционного ...