Психологические методы исследование и конструирование
Проблемы философии общества / Методы теоретического исследования в срезе социальных проблем / Психологические методы исследование и конструирование
Страница 2

В чем отличие политической экономии от экономики? Предмет у них один и тот же - это хозяйственные отношения: производство, распределение и прочие виды полезной деятельности, т.е. такой деятельности, ради которой ее потребитель готов или вынужден отказаться от принадлежащей ему части благ в пользу исполнителя или третьего лица /социальные нужды, армия, а также разбой, рэкет, взяточничество и т.п./.

Цели же разные. Политическая экономия по своей идее - это фундаментальная наука, занимающаяся только исследованием своего предмета, тогда как экономика - прикладная дисциплина, предлагающая средства модификации организации хозяйства. Они различаются так же, как физика и прикладная механика, как биология и животноводство и т.п. /Следует подчеркнуть, что, в соответствии со своими задачами, экономика есть общее название узконаправленных наук: экономики сельского хозяйства, экономики деревообработки, экономики торговли и т.п./.

Исходя из указанного соотношения, политическая экономия должна служить теоретическим базисом для экономики и пользоваться ее результатами для проверки сформировавшихся идей.

Но это только принцип, далекий от сегодняшней действительности. Сегодня мировая политическая экономия, если она не выродилась в учение об общих проблемах экономики, есть скорее философская дисциплина, которая, вследствие безосновательной умозрительности, никак не способна взаимодействовать с экономической наукой, лишая последнюю теоретических основ, а значит - рационального субстрата. Поэтому-то современная экономика больше напоминает алхимию или химическую науку до открытия электронной структуры атома.

Экономика, невзирая на ее амбициозность, не является целеуказу-ющим средством /как и любая другая наука - фундаментальная или прикладная/, но подобна перенастраиваемому инструменту в руках государства или частных субъектов хозяйствования. Перед экономикой стоит вопрос: "Как сделать?", а не - "Куда идти?". Поэтому эффективность экономики ограничена объективными обстоятельствами и историческим уровнем развития науки.

Следует отметить, что внедрение в экономику в последние годы специального математического аппарата - математического программирования, кибернетического моделирования, теории графов, теории управления и пр. - может служить одной из предпосылок для объективного прогноза отдаленных результатов того или иного начинания. Другой необходимой предпосылкой успеха является использование знаний о хозяйственных отношениях, формирование которых, как мы сказали, относится к задаче политической экономии.

Иное дело, что экономика, как история, политология, и др. общественные науки, в силу социально-политического момента, не используется в меру всех своих возможностей и способна к вырождению в квазинаучное подкрепление господствующей идеологии.

Если перейти в этом плане от экономики к политической экономии, то можно заметить, что идеологическая /то есть, ненаучная/ составляющая содержится в самом "теле" этой науки. Сюда относятся, прежде всего, аксиологические категории, определяющие, что хорошо для общества, а что плохо, предложения по выбору наилучшего пути, абсолютизация идеи общественного прогресса и саморегулирующих свойств капиталистической экономики, нравственная проблема в модели эксплуатации человека человеком, идеи о добром царе, мудром правительстве или добропорядочном бизнесмене и т.п.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию от сторонника "ле ...

Оценка труда и персонала
Методы индивидуальной оценки. Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор вопросов или описаний. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ста ...

Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную философско-историческую концепцию, р ...