Метод безразличия
Проблемы философии общества / Методы теоретического исследования в срезе социальных проблем / Метод безразличия

Что касается отношения ученого к своему труду, то мы должны констатировать, что естествоиспытатель и социолог обречены работать в различной психологической ауре. Естествоиспытатель, в отличие от социолога, заведомо "выше" объекта своего исследования. Ему поэтому много легче настроиться на теоретически безразличное отношение к предмету. Ведь только не предвосхищая результат, естествоиспытатель способен "объективно" исследовать предмет, раскрыть его истинную природу, отыскать то, что есть на самом деле, а не то, что хотелось бы найти.

Напротив, социологу приходится прилагать особые усилия, используя специальные защитно-психологические приемы, чтобы в теории стать беспристрастным к интересам своей социальной группы, к судьбам человечества, чтобы, отбросив желаемое, проникнуть в суть неизведанного. Мы уж не говорим о необходимости преодоления ученым-социологом конкретного политического давления и навязанной ему государством идеологической предубежденности.

С этой целью можно вообразить себя инопланетянином, которому любопытна природа человеческого общества и абсолютно безразлична его судьба. Можно поступить иначе: вообразить человечество, состоящее из насекомых, подопытных кроликов и др.

В отличие от естествоиспытателя, социолог вынужден больше сил тратить на преодоление априори существующей собственной идеологизации, чем на исследование объективных явлений, как таковых.

В этом социолог подобен экспериментатору, невольно создающему помехи в своей работе и целенаправленно борющемуся с ними, не будучи способным преодолеть их до конца. Эти "помехи", как понимает читатель, состоят в невольном отображении в теории некоего интереса, вместо представления феномена в чистом виде без субъективизма т.п.

Чувство безразличия, таким образом, есть труднодостижимое психологическое состояние, которое отличает ученого исследователя от идеолога-практика или "домашнего философа".

Смотрите также

Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...

Система теокосмического всеединства С. Л. Франка
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - видный представитель философии всеединства, одного из самобытных течений русской философской мысли, основы которого были заложены В. С. Соловьевым. Созданная и ...

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...